Все записи
МОЙ ВЫБОР 10:09  /  10.02.17

8856просмотров

10 советов уходящим во фриланс

+T -
Поделиться:

“Перестать быть сотрудником крупной компании и стать коучем” - тема сегодня такая модная, что в пору писать “кто у нас не дизайнер и не фотограф, тот коуч или тренер”. И тем не менее, многие люди действительно понимают после 30-40 лет, что хотели бы поделиться своим опытом и своей экспертизой с другими. Как они могут это сделать успешно, не совершив тонну популярных ошибок? Я систематизировала свой собственный опыт и опросила успешных действующих экспертов. У нас получился такой сборник рекомендаций.

Найди себя и свою нишу

Ты не можешь быть психологом для всех. Не получится продавать себя как тренера по продажам, по ораторскому искусству и немножко коуча.  Не бывает юриста, который разбирается во всех отраслях права.

Да, несомненно, ты можешь быть специалистом в самых разных вопросах. Но если в своем продвижении и в своем развитии ты не фиксируешься на чем-то одном, что тебе нравится, чем ты готов заниматься сутками, то тебя ждут две проблемы.  Во-первых, ты быстро “выгоришь” и устанешь, а во-вторых, большинству людей будет непонятно, кто ты и по каким вопросам к тебе обращаться.

Говорит консультант по стратегическому маркетингу, автор проекта Институт корпоративного счастья, Ирина Примак (Киев) : “На своём корпоративном рынке я была авторитетным маркетологом, признанным экспертом в своей сфере. Но когда я вышла на открытый рынок, оказалось, что быть хорошим директором по маркетингу - не значит быть известным и востребованным как консультант по этой теме. Я хваталась за все разом: читала тренинги, консультировала стартап, разрабатывала логотипы, придумывала концепции рекламных кампаний, вела социальные сети. Я умела и могла сделать по маркетингу любую услугу, но предлагая все, я не предлагала ничего конкретного. И у меня ушло много времени на то, чтобы определиться, какие направления мои, на чем позиционироваться. Я пришла из большого бизнеса, который работал на массовый рынок, и для меня стало откровением, что в малом бизнесе работает только нишевый маркетинг».

Добавляет Наталья Гольдман, психолог из Израиля: “Если ты ещё не работал самостоятельно как эксперт, то очень важно помнить что вопрос “кто я?” - самый главный вопрос. Не ответив на него, ты можешь свернуть не туда, сдаться, не пережить период первого безденежья, уйти за чужими идеями... Ты должен для себя определить, что я готов делать, чтобы быть независимым и состоятельным”.

Не жди, что рынок примет тебя мгновенно

Даже если сегодня у тебя нет уникальных и востребованных продуктов. Если ты понимаешь, что рынок спроса на твои услуги еще не сформирован - это не повод отчаиваться. Если то, что ты делаешь может быть нужно людям, если за рынком есть потенциал и ты чувствуешь в себе силы - действуй и не останавливайся!

Однако заранее определи для себя время, в течение которого ты готов пробовать и достигать успехов. И когда ты готов внимательно реагировать на запросы рынка. У тебя может быть несколько разных названий и вариантов продуктов, в этом нет ничего страшного, ты пробуешь рынок, а он пробует тебя.

Говорит бизнес-консультант и разработчик игровых решений, Андрей Донских: “Когда мы начали выводить на рынок новый продукт - речевой тренажер для менеджеров, то поняли, что как такового рынка еще нет. Непонятно как и кому продавать этот интеллектуальный продукт. И пришлось озадачиться формированием рынка. При этом было понимание, что делать это надо активно. Иначе, каким бы ты ни был специалистом, есть риск, что продукт так и останется только твоим”.

Выходи на рынок быстрее

Если у тебя есть интересный, уникальный продукт или услуга - выводи его на рынок, как можно раньше. Пусть он будет сырой немного, доработаешь в процессе. Лучше сделать как-то, чем ждать идеального стечения обстоятельств и не сделать вообще. Рынок развивается так быстро,  что ждать некогда, иначе ты рискуешь опоздать навсегда.

Андрей Донских: “У тебя может быть абсолютно гениальная идея, но всегда есть риски от потери контроля над ней, если ты сбавишь темп - есть вероятность появления клонов или копирования идеи. И тут встаёт вопрос брендинга продукта и отстройки от конкурентов, а также получение экспертных оценок. И здесь на вас начнёт работать ваш личный бренд, которым вы занимались (или не занимались) до этого. Ещё раз подчеркну - важно очень быстро выводить продукт, иначе опоздаешь.Мы всегда развивались по спирали - есть рыночные потребности и в каждый конкретный период мы делаем акценты на то, что актуально рынку. И таким образом трансформируется наш продукт. И так, к примеру, появились вместо тренингов по коммуникативных навыкам, настольные деловые игры на отработку коммуникаций”.

Делай все регулярно

Даже если то, что нужно делать, кажется тебе занудным или монотонным. Найди в этой монотонности свой интерес.

Регулярно встречайся для нового информационного поля, регулярно делай посты в соцсетях, регулярно делай рассылки и регулярно пересматривай свою продуктовую линейку на актуальность, отказываясь от тех продуктов, которые уже не актуальны. Не оставляй их по принципу -"чтобы было".

Говорит Алена Князева, стоматолог, преподаватель: “Мне казалось сначала, что самое сложное - это придумать темы для информационных сообщений, которые размещать на сайте, в соцсетях или в рассылке. Оказалось, что самое сложное - поддерживать темп и оставаться всегда интересным. Это как с занятием физкультурой - все знают, что это полезно, но каждый раз какие-то другие срочные дела не позволяют это сделать, всегда находятся отговорки, почему можно отложить”

Найди себе команду

Не можешь содержать команду - найди команду единомышленников, с кем можно посоветоваться или вместе радоваться успехам. Фрилансеру это делать очень сложно, но нужно. Это твоя энергия, драйв, новые темы и новые проекты.

Попробуйте разные варианты работы в команде. Первый - вы с кем-то становитесь партнерами равноправными и работаете одновременно над одним и тем же направлением, развивая его. Второй - вы находите партнеров, с которыми работаете по определённым проектам, но у каждого есть ещё и свои проекты. Третий вариант - вы набираете в команду людей, которым платите зарплату. Наемные сотрудники не обязательно должны работать с вами весь день, у них тоже могут быть свои дела и проекты.

Какой бы вариант вы ни выбрали, нужно чётко понимать - зачем вы вместе и как другой человек (люди) помогают вашему проекту, а так же в чем их интерес. Не бойтесь об этом говорить друг с другом периодически. У меня были случаи, когда мы не разговаривали про важные аспекты взаимодействия и это привело к окончанию партнёрства.

В идеале ваша команда должна быть мобильна, многофункциональна и спокойно относиться к состоянии неопределённости. Именно поэтому я в своё время стала активно использовать идеологию Agile, в частности принципы Lean StartUp для работы во фриланс-проектах и развития экспертизы, но это тема для отдельного разговора.  

Продумай свою стратегию продвижения

Найди баланс - про что ты можешь давать советы или делать что-то бесплатно, а где уже пора брать деньги.

Наталья Прачук, эксперт по интернет-маркетингу в туриндустрии и HoReCa: “Я cформулировала для себя принцип: если я могу ответить в течение 5 минут, то отвечаю всем максимально полезно, есть для этого набор ссылок и база знаний. Если нужно больше времени - зову на платную консультацию. Использую такие этапы - сначала о тебе должны узнать, потом ты должен быть полезным, к тебе должны привыкнуть, а потом будут покупать”.

Знай себе цену

Самое сложное, первый раз публично сказать, сколько стоит твоя консультация. И это не просто цифра. Во-первых, нужно разрешить себе ее назвать такой, как ты ее видишь, а во-вторых, она должна быть адекватна тому, какую пользу ты приносишь клиенту.Пойми, в чем твоя ценность для клиентов. И это точно не инструменты, которыми ты пользуешься, не количество тренингов и регалий, которые ты получил. Это то, в чем ты помогаешь людям и из проблемам. Об этом написано во всех книжках. Но по опыту - очень трудно определить. А ещё труднее - рассказать.

Наталья Прачук:  “Что было самое сложное - в регионе не была сформирована культура приобретения консалтинга, рынок был не зрелый и люди хотели получать консультации, но не хотели платить или готовы платить немного. Не было понимания ценности и цены. И основная задача была - показать ценность своих услуг для потенциального потребителя”.

Дружи с экспертами

Общайся с ними, делись собой и своими знаниями. Искренне и честно. Находи разные способы взаимопомощи и варианты сотрудничества. Иногда это могут быть очень необычные варианты: кулинарные посиделки или совместный поход в горы. Важно понимать, как вы друг друга усиливаете и в чем друг другу помогаете.

Андрей Донских: “Даже когда у тебя есть продукт, то ты все равно продолжаешь движение как по минному полю. Важно понять - кто готов оказать необходимую  поддержку? Когда мы стали привлекать экспертов для  оценки игры, то это стало приносить гораздо больший поток клиентов. Но поиск экспертов не прост. Должна быть какая то история взаимоотношений и доверия друг другу”.

Реши вопрос с самодисциплиной

Прокрастинация погубила множество стоящих проектов. И нет, не в начале. Но когда все уже пойдет на лад, тебе будет невыносимо хотеться отпустить вожжи и отдохнуть. Особенно если у тебя нет своего офиса. Придумывай специальные триггеры, которые помогают двигаться вперёд и не отвлекаться на домашние дела. Заведи свои ритуалы. Это может быть система дел обязательных для каждого утра, или музыка с настроением, или ещё что-то, что подходит лично тебе.

Ирина Примак: “У меня есть привычка работать по ночам и я  люблю поспатьпо утрам. Поэтому я стараюсь договариваться на утро про встречи или консультации, чтобы себя дисциплинировать. Договор есть, хочешь не хочешь, а надо выполнять”.

А что бы вы посоветовали начинающему эксперту?

Новости наших партнеров