У меня есть подруга Аня. Она работает в офисе крупной компании и хочет делать карьеру. Недавно она решила обсудить со мной эту тему и сказала примерно следующее: “Лена, вот ты же выросла из обычного продавца в директора компании, создала свой бизнес. Как ты думаешь, что определило твой успех и можно ли это скопировать?” Я задумалась над ответом, решила порассуждать письменно и вот, что у меня получилось.

Карьера, которую строила я сама, это карьера нулевых. Сегодня мир изменился и еще не раз изменится пока вы будете строить свою историю. Мир становится все менее жестким, все более гибким и требует от нас, чтобы мы научились изменяться вместе с ним. Я делаю это каждый день - и в своем бизнесе, и с командами клиентов - и поэтому я сформулировала 7 вещей, которые вы должны сделать, чтобы преуспеть в новом мире.   

1. Забудьте все, чему нас учили на MBA 

В современно мире становится все больше людей, чья работа не связана с повторяющейся чёткой последовательностью действий. А следовательно и мотивация на уровне “кнут - пряник” невозможна. Они должны быть достаточно замотивированы, чтобы не только выполнять ваши инструкции, но и искать собственные пути оптимального решения задачи.

Если вы хотите быть лидером, то должны понимать, что мотивирует творческих людей.

По оценкам GallUp,  в Америке сейчас уже более 70 процентов белых воротничков занимается не алгоритмическими видами деятельности. То есть в работе от них требуется творчество, смекалка и способность действовать в нестандартной ситуации достаточно эффективно. 

Уже сегодня можно  говорить о появлении нового поколения менеджеров - менеджмент 3.0, 4.0,... Сам термин менеджмент 3.0 ввёл Юрген Аппело в 2010 году. Мне нравится его определение состава системы Менеджмент 3.0.  И его рекомендации я бы вынесла в следующие пункты важных навыков сегодняшнего руководителя. 

2.  Научитесь поддерживать энергию сотрудников. 

Юрген Аппело, описывая созданную им систему, говорит примерно следующее: “Нужно уметь поддерживать энергию людей”. Если для нового поколения  сотрудников уже не актуальны “морковки” впереди и сзади, то, как говорит мой хороший знакомый, “хочу, чтобы у него была “морковка” внутри”.  “Морковка” внутри -  это как раз про горящее сердце и глаза. Про людей, которым важно то, что делает их компания.   

Внутреннего горения, той самой энергии, как утверждает Дэниел Пинк, автор нашумевшей книга “Драйв: что на самом деле нас мотивирует”, можно достичь при помощи трех вещей. Свободы выбора того, что делает человек, мастерства в своём деле и наличия достойной цели. 

И это фактически впрямую дает рекомендацию управленцам нашего времени: помогайте оттачивать мастерство, развивать квалификацию, мотивируйте высокой планкой цели и давайте свободу. На выходе получите команду, с которой приятно и стоит работать. 

3. Доверяйте  команде

Если вы действительно хотите получать результаты, то нужно научиться доверять командам. Именно в такой последовательности - сначала доверие и из этого - получение результата. Да, не сразу, да, через терни. Но вам важно начать это делать. 

Договоритесь, что с этого момента вы делегируете определенные функции руководителям команд. Или договоритесь о некоторой системе работы внутри команды, которая позволит каждому человеку включиться в работу команды и помогать создавать общий результат. 

Наблюдайте за результатами и не спешите. 

4. Управляйте процессом

Необходимо создавать выравнивающие компоненты  к той свободе, которая даётся сотрудникам. Это не свобода делать что хочу и как хочу. Это свобода двигаться в заданных рамках к заданной цели. 

Поэтому первый важный вектор на плоскости: понимание, куда мы движемся, каково видение руководителя и какая миссия у компании. Также важно понимать, что только этого недостаточно, и в ежедневной деятельности добавлять выравнивающие практики, которые помогают не сбиться с общекорпоративного курса и держать фокус на той цели, к которой мы идем. 

5. Оценивайте компетенции

У команды есть свой уровень компетенции, точно так же как он есть у каждого человека. Что формирует командную компетентность? Уровень компетентности каждого участника команды, уровень командной коммуникации и навыки помощи друг другу, а также своеобразное творческое напряжение в команде. 

Если вся атмосфера взаимодействия и отдельные компоненты общения в команде помогают получать наилучшие результаты, это значит, что в команде правильный и достаточный уровень напряжения. Как это формировать и развивать командную компетенцию - у каждого в том числе свои рецепты. Обычно, на тренингах по Менеджмент 3.0, мы рассматриваем много практик, которые помогают формировать всю систему в целом и командную компетенцию в частности.

6. Выращивайте культуру в команде

Обращайте внимание на культуру внутри организации и внутри команды. Учите команды взаимодействовать друг с другом, создавать связи внутри компании, как будто это одна большая социальная сеть. 

В компании с развитой внутренней культурой нет иерархии, а есть множество команд, коммуникаций и неопределенностей, в которых можно и нужно уметь жить и эффективно работать

7. Не бойтесь улучшать 

Когда-то менеджеры боготворили правило сантехника: “работает - не трогай”. Сегодня такая система рискует быстро закостенеть и стать не функциональной. Поэтому важная составляющая системы Менеджмент 3.0 - это постоянные улучшения. 

Как бы вы ни были гениальны, мир вокруг вас все равно быстрее и гениальнее. Чтобы преуспевать в нем нужны постоянные улучшения, в том числе того стиля управления который ещё вчера вам казался лучшим.