Принято считать, что документальное кино — не слишком захватывающее направление в киноискусстве, а если оно построено на старых хроникальных кадрах — тогда совсем скука...

Тем приятнее и неожиданнее открывать для себя такие работы, которые смотрятся на одном дыхании, захватывают сюжетно, вдохновляют формой, но при этом остаются документальным хроникальным кино. Такова картина Анны Булгаковой «Волшебный комсомолец», снятая под художественным руководством Александра Сокурова, — чуткая, наполненная драматизмом история о невероятном процессе роста и созревания души на пороге смерти. Притча о достоинстве жизни перед неизбежным концом, хитросплетённая, живая, эмоциональная.

Это фильм о судьбе актера и режиссера, надежды советского кино Дмитрия Консовского. Ему предрекали блестящее будущее. Талант, античная внешность. В середине тридцатых он виделся символом советского рыцаря со значком ГТО. Кому ж, как не ему, играть волшебного комсомольца Гришу Фокина, человека–мечту, в грядущем поэтическом шедевре Абрама Роома «Строгий юноша» по сценарию Юрия Олеши. «Это тип юноши, — повторял Олеша, — каким мы мечтали стать, когда были молодыми». Консовский успел поставить спектакль в театре Вахтангова, сняться в одиннадцати фильмах, многие из которых вошли в золотой фонд советской кинематографии.

Дмитрий Консовский в роли Гриши Фокина. «Строгий юноша». Реж. Абрам Роом, 1934

Но внезапно начинающий актер попадает в мясорубку ГУЛАГа. И его лицо с веснушками уже украшает не актерский отдел студии, а личное дело...

Дмитрий Консовский в день ареста, 3 декабря 1934 года. Фотография из личного дела заключенного

«Волшебный комсомолец» — это отчасти и семейная история: драма недосказанности, талантливо исполненная, органично сочетающая сразу три разных стихии: редчайшую кинохронику, реальность наших дней и мир неразгаданного прошлого, исполненный в анимации и особых макетных съемках.

У фильма есть уникальный дневник, подробно рассказывающий о том, как выстраивалась работа над сценарием, как происходили поиски архивов и свидетельств, — в итоге в фильме было использовано множество уникальных материалов: редкая кинохроника РГКАФД, кадры из игровых фильмов Госфильмофонда, неопубликованные ранее фотографии из личных архивов, фондов Музея кино, РГАЛИ, архивов ФСБ России, УФСБ Коми и так далее.

В декабре прошлого года «Волшебный комсомолец» стал абсолютным рекордсменом на международном кинофестивале «Сталкер», собрав сразу 4 награды, включая Приз гильдии киноведов и кинокритиков и Главный приз фестиваля за Лучший документальный фильм.

15-го марта фильм будет представлен на Новой сцене Московского драматического театра имени М.Н.Ермоловой, после показа пройдёт обсуждение с авторами, каждый зритель сможет высказаться, поспорить, задать вопросы. 

Приходите, будет интересно.