Все записи
МОЙ ВЫБОР 08:16  /  9.05.17

692просмотра

Елена Мейсак, автор романа «Разбитая Гитара»: "чтение детективов – бегство от реальности?"

+T -
Поделиться:

 

Елена Мейсак, автор полицейского детектива «Разбитая Гитара», делится опытом о наиболее чувствительных местах детективного жанра.

На злобу дня.

Детективный жанр является и самым привлекательным для читателя, и самым неоднозначным одновременно. На одной чаше весов лежит неоспорима я популярность, но в противовес ей выдвигаются не менее серьезные аргументы. Все больше и больше авторов хотят проявить себя именно в этом жанре при том, что читать книги сейчас стали несколько меньше, чем раньше. Отчасти причиной тому стала широкая доступность аудиовизуальной продукции, которая легче воспринимается читателем и помогает быстрее получить новые яркие эмоции. 

Интеллектуальный капкан. 

Традиционно детективный жанр встречает довольно обширную критику от представителей интеллигенции как «легковесный», не имеющий иной добавленной стоимости кроме того, чтобы развлечь читателя, отвлечь от повседневных проблем. 

Полезные свойства детективного жанра.

Корни детективного жанра уходят в глубину XIX века, когда клубок загадочных преступлений распутывался ниточка за ниточкой при осмотре места происшествия увеличительным стеклом. Это не потеряло актуальности и сегодня, с той лишь разницей, что читатель бороздит просторы цифрового пространства, разыскивая между строк мотивы преступлений с виртуальной лупой.

Когда меня спрашивают, в какие компьютерные игры интереснее играть, я неизменно отвечаю, что любые хороши, но интереснее всего - квесты, такие игры, которые не только имеют цель развлечь зрителя, но и дать ему что-то полезное. Так и хорошо написанный детектив имеет склонности к развитию аналитических способностей, вниманию к деталям, сопоставлению фактов и логическому мышлению.

Бегство от реальности.

Кто-то любит читать просто потому, что это им нравится. А для кого-то чтение – настоящая пытка. Встречалось даже такое мнение, что чтение – социально приемлемый способ бегства от реальности. Но не только детективы являются ключиком к иллюзорному миру, а весь эпистолярной жанр в целом. Однако если разобраться, большинство процессов в таком случае можно назвать путешествием в параллельный мир: просмотр фильмов, чтение газет, увлечение играми, причем, как настольными, так и спортивными тоже. 

На самом же деле, чтение остросюжетной прозы помогает читателю сбежать. Только не от реальности, а от стресса, и то, к сожалению, на время. Известно, что переключение между различными видами деятельности – лучший отдых, и часто, когда после напряженного рабочего дня сил не остается уже ни на что, увлекательный мир героев, борющихся со злом, является отличным средством сбросить с себя груз проблем, сделать себе что-то вроде перезагрузки сознания, переключиться и отвлечься от того, что беспокоит. Это помогает получить новый заряд бодрости и энергии и  позволит отдохнуть и восстановиться быстрее. В этом смысле не только детективы, но и другие книги в любимом жанре дадут такой эффект. За исключением, разве что, философской литературы и любой другой, стимулирующей мышление и интеллект. Я не имею ничего против интеллектуальной литературы, но конкретно для задач снятия стресса рекомендуется чтение книг, снимающих напряжение и разгружающих мозг, и детективы в этом будут отличным помощником.

Грамотность и детективы. 

По опыту можно сказать, что чтение любых книг, в любом художественном жанре повышают общий уровень культуры и грамотности человека. Объяснить этот феномен непросто, но это становится видно довольно быстро. Как только у человека наступает период, когда художественные книги вынуждены даже на время уступить место необременительному серфингу в интернете, это начинает сказываться на общем уровне разговорной речи: в ней появляется больше слов-паразитов, сложные слова меняются на более простые синонимы и так далее. 

Корректор против графомании.

Говоря о повышении грамотности посредством чтения художественных книг, хочется подчеркнуть важность обязательной корректуры книг. Сейчас наблюдается тенденция, что авторы, издающие книги за свой счет, вынуждены оплачивать услуги корректора из своего кармана, что по сегодняшним меркам весьма недешево. В результате многие от корректуры отказываются, и в интернете часто возникают ситуации появления интересного детектива, с мастерски закрученным сюжетом и интересной развязкой, но сам текст написан не то, чтобы просто со стилистическими недочетами (этот момент многие читатели смогут простить), но и вовсе с большим количеством грамматических ошибок. К сожалению, сейчас это встречается все чаще.

И, возможно, если бы за счет процента авторских отчислений корректор предоставлялся каждому автору, в рунете возникало бы меньше ситуаций с недоверием читателей к начинающим авторам.