Все записи
12:57  /  29.04.16

1762просмотра

Несуразная, угловатая и противоречивая…

+T -
Поделиться:

Все-таки более странной Системы, чем наша система образования, не существует. Во всем она какая-то противоречивая. Словно героиня «Покровских ворот» Система кокетничает: «Я вся такая несуразная… вся угловатая такая… такая противоречивая вся!»

Бились-бились за право на образование. Получили. И сделали его обязанностью: родители, которые хотят сами воспитывать и учить своих детей (своих! не чужих!) обязаны отчитываться перед государством, а если что не так (не как у всех!), они и под суд могут пойти. Главное, довести ребенка до школы, а что с ним там будет, никого не волнует. Система такая: деньги вложены, значит, отчет по человеко-душам перед вышестоящим начальством и Системой должен быть сдан вовремя. Только отчитываться перед детьми и родителями никто не собирается. И не говорите, что у нас «школа для детей, а не дети для школы», дети у нас даже не для школы, а для Системы. Потому что Система, вменившая право в обязанность, никогда не работает для тех, кто находится у нее в зависимости.

Система говорит о необходимости индивидуального подхода, однако делает все, чтобы его не было. Недавно обсуждали с подругой зарплату школьного преподавателя и плату за репетиторство. Выяснилось, что за один урок в классе она получает чуть больше 300 рублей, а за один частный урок берет «всего» 800 рублей (многие за час репетиторства зарабатывают и по 1500). В ответ на мое удивление, почему за работу с одним ребенком 800 рублей –  мало, а с классом 300 – нормально, она удивилась: «Тут же я на частных уроках индивидуально работаю, а там сразу со всеми, потому и платят по-разному!» Когда у тебя 30 детей в классе, индивидуально обучать каждого ребенка сложнее, чем один на один; для индивидуального подхода при работе с классом требуются огромный профессионализм и мастерство, а получает учитель при этом, в расчете на каждую индивидуальность, примерно по 10 рублей в час. Станет он выкладываться!? Впрочем, дети этого от своих учителей давно уже не ждут, большинство, напротив, мечтают, чтобы их как можно меньше замечали на уроках. Родители – тоже, проще репетитора нанять. Оказывается, учителя и сами от себя этого ждать перестали, за такие-то деньги!

Система разработала и приняла новые ФГОС. Казалось бы, они соответствуют всем требованиям современности. Тьфу-тьфу, если кажется, перекрестись! Метапредметные и универсальные умения там, конечно, заявлены, только как же над ними работать, если на выходе из системы проверяют только предметные успехи, то бишь знание параграфов и умение отвечать на вопросы программы? Получается примерно так: мы хотим, чтобы вы научились и удочкой пользоваться, и спиннингом… но проверять будем, что у каждого в ведерке. Нужно, чтобы там было по три пескарика, одна щучка и окунь. Как хотите это добудьте, иначе Система вас дальше не пропустит! Никому не важно, если какой-то ребенок научился ловить огромную (свою!) рыбину в открытое море, и сейчас ему не до пескариков. Или у него просто «не клюет» сегодня. Система требует одинаковости, дети даже мыслить должны одинаково (история и литература – не место для дискуссий!), книги одни и те же прочесть, те, что Система выбрала. Похоже, «метапредметные и личностные» результаты для Системы, как марафет для женщины: он мешается, но его терпят до вечера, чтобы выглядеть поприличней, а вечером смывают… вот оно, счастье!

Даже стандарт на условия в Системе есть, но и он какой-то несуразный: деньги с легкостью перекидываются из одних школ в другие по любой причине, среди которых основная «если начальству это угодно». У вас в городе есть образцово-показательные школы? Думаю, есть. А школы, в которые зайти страшно, потому что штукатурка сыплется и здание разваливается? Если таких школ нет, значит, ваш населенный пункт – исключение из правила. Угловат и противоречив Федеральный государственный стандарт на образование, как и Система, его породившая.

У Системы появилась конкурентка – всемирная Сеть. Красивая, молодая, перспективная. Нравится она подрастающему поколению, тянутся к ней, учатся у нее. Система обижается, вводит запреты: мол, неправильно там все, не тому, что нужно, научитесь. А Сеть хоть бы хны, живет себе в удовольствие и на Систему никакого внимания не обращает. Потому что в Интернете действуют другие законы, там можно не только что-то взять, главное – там можно предложить свое и быть равноправным. Система и рада бы с Сетью подружиться, вводит «дистанционное обучение», вроде бы как учиться предлагает в Системе, но при использовании Сети. Только обучение это Система требует проводить по своим правилам, по своим стандартам и программам. Не долго продлится эта дружба. Отторгает Сеть угловатую и противоречивую Систему.

Может, все дело в самой Системе? Она старается выжить: вкладывает деньги в новые программы, требует все большей точности исполнения приказов, увеличивает количество отчетов, нормативов, требований. Но ничего у нее не получается, ведь построена Система на устаревших законах и рассыпается в современном мире. Потому что угловатая она вся и противоречивая…

Многие думают, что она скоро умрет, и ее заменит Сеть. Я же полагаю, что наступит ее метаморфоз, и угловатая гусеница-Система обернется на время коконом, а потом на свет появится Система-бабочка: обновленная, живущая по другим принципам, работающая индивидуально с каждым ребенком, реагирующая на запросы детей и родителей, не привязанная к одному растению-программе…

Фото с сайта http://www.photosforclass.com/ 

В мире это превращение уже идет, а наша Система все еще упирается. Какая из нее вылетит бабочка?