Все записи
15:41  /  17.05.16

3224просмотра

Интернет-истерия

+T -
Поделиться:

Если не можешь победить врага,

сделай его своим другом

Интернет стал прочной, неизменной частью нашей жизни. Периодически (как правило, перед «Днем защиты детей») появляются очередные рассуждения об опасностях всемирной сети для подрастающего поколения: социальные сети расставляют страшные ловушки, привлекают к суициду, педофилии, выманивают у детей деньги…

И делается вывод: чтобы избежать опасностей, необходимы запретительные меры и образовательные мероприятия (нужно внимательно следить за детьми, отслеживать и закрывать опасные сайты, проводить своевременные беседы и т.д.).

Несмотря на все усилия многих государственных структур, Интернет оказывается мощнее и изобретательней: вместо закрытых сайтов мгновенно создаются их дублеры; появляются новые сообщества в социальных сетях, куда завлекают школьников самыми неожиданными способами… Дети продолжают с легкостью откликаться на внешне безобидные, но внутренне опасные приглашения. Ради членства в группе в сети многие готовы не спать ночью, обманывать родителей, жертвовать даже своей жизнью – почитайте расследование «Новой газеты» http://www.novayagazeta.ru/society/73089.html.

Запретительными мерами и беседами тут не обойтись.

 

Ох уж эти запреты

Сладок плод запретный, очень сладок.

Спрячьте книгу от ребенка под замок, запретите ее читать, он и замок вскроет, и по ночам читать ее будет. Заприте дверь и ни в коем случае не разрешайте ее открывать, и он найдет способ проникнуть в запретную комнату.

Даже если подростки не сумеют обойти поставленные взрослыми запреты, рано или поздно они избавятся от родительской опеки, и что тогда? Попадут в другие, уже не подростковые, группы и в одиночестве пойдут по чужой указке тем же опасным путем. Это происходит и с Интернетом, и без него. Помню, была у меня ученица, которую оберегали от всех проблем (опасностей и радостей!) подростковой жизни. Встречали и провожали, не отпускали в походы и поездки… Она была отличницей, не курила и не выпивала… пока в институт не поступила. И на первом же курсе «сорвалась»: учебу забросила, гуляла напропалую. Подобных историй масса, только уроки из них мало кто извлекает.

Если ребенку запрещают делать то, что для него очень важно в настоящее время, последствия могут быть очень тяжелыми. Детей в 12-15 лет, а многих и раньше, по-настоящему волнуют не школа и отметки, а очень серьезные, совсем не детские проблемы: что такое смерть, почему секс так привлекателен, как стать любимым, счастливым... Мы отмахиваемся от них (и от проблем, и от детей), как от надоедливых мух, мол, сначала подрастите, выучите все, что положено... А зря. Если возник настоящий, важный для ребенка вопрос, он начнет искать на него ответ, хотят этого взрослые или нет.

Подростки ищут свое место в окружающем мире. Ищут и теряют друзей, влюбляются и страдают, ненавидят, боятся, мечтают. Они живут и, естественно, ошибаются. Нам бы быть рядом с ними в такие моменты, а мы хотим оградить детей от ошибок. Оградить от жизни?

Вот что написала в ФБ девушка-подросток в ответ на статью в «Новой»:

«…Киты, единороги, бабочки, крокодилы, тараканы и орангутанги? – Завтра будут другие символы, вы их не успеете и заметить. Раннее утро, 4.20? – будет другое время икс. Вы не успеете за нами, если зациклитесь на конкретных деталях… Контроль нас оскорбляет, показывает, что «взрослым нельзя верить». Контроль заставляет видеть рамки, в которые нас загоняют, а если быть точнее, то он создает новые рамки, в которых еще сложнее повернуться, почувствовать свободу, взмахнуть подрезанными крыльями и взлететь.  В этот момент у каждого здравого человека возникает резонный вопрос: «А что делать?». Не доводить до этого, что уже довольно просто. Не позволять попасть в то общество, которое доведет. Дружить»… 

 

Беседы-инструкции

Вроде бы, ничего плохого в проведении бесед и объяснении опасностей Интернета нет. Только, вот беда, они почти всегда проводятся не вовремя, нет от них никакого толку, особенно если организованы в учебных заведениях, по утвержденным программам и образцам. Ведь и тему инструктажа, и его содержание сначала нужно определить, потом – согласовать, найти или подготовить инструкторов и учителей… На все это требуется время, а его нет!

Даже если СК добросовестно расследует все данные, собранные «Новой газетой», проведет расследование, найдет виновных, даст информацию в Минобрнауки, там сформулируют тематику бесед об опасностях социальных групп, ни одного ребенка не удастся уберечь. Потому что за это время символика и способ работы этих групп изменятся до неузнаваемости. Интернет – открытая структура, которая постоянно видоизменяется под воздействием множества факторов и самоструктурируется с огромной скоростью.

Если ребенок уже втянулся в подобную историю, никакие беседы не помогут. Потому что в этот момент нужно не объяснять, а слушать. Слушать ребенка. Но станет ли он рассказывать о том, что с ним на самом деле происходит? Точнее, кому он сможет рассказать правду? О том, чтобы в такой момент быть удостоенным чести стать человеком, которому подросток сможет рассказать то, что его действительно волнует, нужно думать загодя. Родителям – с рождения ребенка. Учителям – с первой встречи с ним. Думать всегда, каждую минуту.

Если от родителя (учителя) ребенок то и дело слышит: учи то, что я сказал; получай пятерки, в будущем пригодится; не твоего ума дело,  – ребенок в час икс останется один на один со своими проблемами. Потому что делиться проблемами и мыслями с теми, кто тебя постоянно учит-оценивает и хвалит-ругает, невозможно.

Беседы-инструкции всегда бывают не вовремя, всегда отстают от жизни.

 

Школа

Нужно с самого раннего детства учить детей ориентироваться на просторах Интернета. Так же как учат плавать, чтобы потом дети не утонули: показывая, что это возможно и вовсе не страшно, позволяя войти в воду и даже специально заводя на глубину, давая немного нахлебаться воды и обеспечивая безопасность.

Только вот научить этому могут лишь те, кто сам не боится плавать. Много ли в нашем обществе  взрослых, способных критически осмысливать любую предлагаемую им телевидением, СМИ, Интернетом информацию? Каков процент учителей, владеющих критической медиаграмотностью (critical media literacy)?

Общество боится критически мыслящих людей, потому что считает, что они опасны для государственности. Поэтому школа продолжает «на блюдечке с голубой каемочкой» преподносить «знания» и спрашивать с детей ответы на стандартные вопросы. И аплодирует тем, кто умеет подчиняться, воспроизводить чужое, идти в толпе. Как сказал Жванецкий, «ползти в толпе с высоко поднятой головой».

Как и положено, подростки бросают вызов окружающему миру. Только сегодняшние подростки находятся в особо сложной ситуации.

В школе для них пытаются сформировать абсолютно безопасную и предсказуемую тепличную среду, не учат (и даже пытаются отучить!) рисковать и принимать самостоятельные решения. 

В Интернете подростки ощущают себя свободными людьми. Но пользоваться свободой они не умеют. Им бы помочь: создавать в школе пространства для настоящего серьезного выбора и риска, показывать, как можно его снижать, строить отношения с новыми людьми (а не сидеть 11 лет в одном и том же классе), избегать тех, кто может быть опасен… Жизнь в теплице заканчивается теперь не после школы, а как только ребенок выходит в Интернет.

Но в такой школе дети могут «не освоить общеобразовательную программу». Выросшие в совершенно другом (без виртуального пространства) мире взрослые, стремятся (как когдато делали их родители) вложить как можно больше знаний в детские головы. Но поток информации растет, как снежный ком. На все другое просто не хватает времени и сил, ни у детей, ни у взрослых. 

Цивилизация не стоит на месте. Риски увеличиваются повсюду, Интернет – лишь один из них. Без школьной программы можно и обойтись, если научиться пользоваться поисковиками и критически осмысливать найденное. Без критического мышления и умения спокойно, уверенно, безопасно действовать в ситуации неопределенности, в современном мире жить трудно, а может, и невозможно. 

Фто с сайта http://www.photosforclass.com/ 

Читайте также

Комментировать Всего 2 комментария

я все таки верю что для того чтобы у подростков дух противоречия не бушевал слишком сильно - нужно их еще до переходного возраста убедить в том что родители не "по ту сторону баррикад" - а на стороне ребенка в ЛЮБОМ случае. Теперь вопрос- а как это сделать? - Наверно просто очень сильно любить... и опять таки - это легче сказать чем сделать :( 

Здравствуйте, Мария! Любовь - это прекрасно, но она бывает разной. Часто одной любви не достаточно. Нужно учить принимать решение в в разнообразных ситуациях, в том числе и в Интернете. Как на велосипеде мы учим кататься: сначала показать, потом поддержать, отпустить, быть рядом... Не давать только лекции в Интернете слушать, но и показать свою социальную сеть, показать, как ты выбираешь сайты для работы, для общения. 

Новости наших партнеров