Про людей, которые часто хотят уйти от решения возникающих проблем, часто, посмеиваясь, говорят: «Прячет голову в песок, как страус», – хотя давно известно: страус всего лишь прислоняется к земле, чтобы послушать, откуда приближается опасность. Люди с легкостью приписывают этой птице свои поступки, ни минуты не сомневаясь, что птица глупая, а они такие умные. Страус – птица умная, и живет на Земле гораздо дольше человека!

Взрослые экстраполируют свои желания на детей. Мол, мы учим – они учатся, причем именно тому, чему мы их учим. Как бы не так! Не маленькие роботы наши дети, не машинки, в которые мы по собственному желанию можем загрузить все, что нам хочется. И очень часто они учатся вовсе не тому, чему мы хотим их научить. Видят не то, слышат не то, выводы делают совсем другие…

Как-то раз приехала я в одну школу, куда до меня, похоже, не ступала нога никаких городских гостей много-много лет. Деревенская школа, очень домашняя, уютная, добрая. Пригласили на уроки в «началку». Детки занимаются с улыбками, обстановка раскрепощенная, вполне рабочая. Посмотрела три урока, а, когда учительница вышла на перемену, решила все записать и попробовала уточнить у шустрого мальчишки, как зовут их учительницу. «Капсильна!» – гордо произнес он. «Как-как?» «Капсильна!» Минут через пять ко мне подошла девочка: «Капиталина Васильевна ее зовут». Три года мальчик учился в этом классе, три года он был уверен, что учительницу зовут Капсильна, и никак иначе. Его вина? Нет, конечно. Что еще совсем по-другому он услышал на занятиях? Подозреваю, что очень, очень многое. Потому что не машина он – человек!

Недавно смотрели мы с ребятами 2-7 классов «Фореста Гампа» – на английском, в свободном образовательном пространстве. Все мальчики приходили туда по собственному желанию, при необходимости задавали мне вопросы; так, все вместе, мы занимались английским (этот чудесный фильм требует совсем небольших комментариев: все понятно на чувственном уровне, потому как не ширпотреб, а настоящее искусство). Закончился просмотр, спрашиваю, вопросы есть? «Есть! – говорит серьезный Женя. – Когда они воевали, то бросали специальные дымовые гранаты? Или это было другое приспособление?» Какие гранаты? Я удивленно посмотрела сначала на него, потом на остальных. Мальчишки поняли мой взгляд правильно и дружно начали объяснять, кто, что и как бросал…

«А что вам понравилось в фильме больше всего? Что запомнилось?» – не успокаивалась я. Тот же Женька с готовностью ответил: «А Вы никому не скажете? Сцена, где она играла на гитаре в ресторане». Напомню: героиня в этой сцене была полностью обнаженной, сидела спиной к экрану; мы видели красивые контуры женского тела. Ребята захихикали, а я сказала, что, если они хотят, могут прийти ко мне на специальное занятие, где я отвечу на все вопросы о теле, отношениях полов, любви. Все, кроме Жени, сказали, что им это не интересно. Однако все пришли в назначенное время и друзей привели. Задавали вопросы, внимательно слушали ответы… Их очень волнует все, что связано с телом, полом, сексом, остальные проблемы занимают гораздо меньше.

Занимаясь обучением, мы часто продолжаем прятать голову в песок, вместо того, чтобы, как умный страус, остановиться и послушать детей. Исключение составляют, пожалуй, только школы «для одаренных», мол, их таланты необходимо развивать, поэтому нужно для них создавать особенные условия. Эти школы появляются как инновационные, позиционируются, как прорыв в образовании: там есть возможность для выбора, творчества, исследований.

Лицей при НИУ ВШЭ, школы при МГУ и других знаменитых вузах – эти образовательные заведения проводят отбор учеников. Там стараются к каждому ребенку относиться уважительно, создаются и внедряются авторские программы, туда вкладываются огромные средства. Между прочим, деньги отнимаются от других детей, которых учат устаревшими методами, по устаревшим программам.  

Лишь единицы понимают, что не существует на свете детей НЕ ОСОБЕННЫХ. Каждый ребенок неповторим, уникален. У каждого свои вопросы, желания, возможности. Наблюдая за возможностями, созданными для других, большинство учатся вовсе не математике и словесности. Они учатся следовать бессмысленным приказам или противостоять им. У многих главным результатом обучения становятся зависть и даже злоба: разве другие дети лучше, чем я?

Вечные «экспериментальные» школы – привычный способ вложения государственных денег (взятых из налогов всех граждан!) в детей части населения. Остальные должны довольствоваться тем, что есть. Если созданная в одном образовательном учреждении модель доказала свою эффективность в профессиональном сообществе, она должна становиться одной из государственных моделей школ. Если же результаты являются лишь следствием вложения в школу дополнительных средств и не могут воспроизводиться, «эксперимент» нужно прекратить и признать неудавшимся. Иначе…

…Иначе подавляющее большинство молодежи будет мечтать, так же как дети курортных городов, «стать отдыхающими». Между прочим, это хорошо известный факт: большинство старшеклассников, живущих рядом с морем, называют своей целью в жизни «стать отдыхающим». Потому что они видят, как приезжающие на море люди тратят деньги, а их родители с мая по октябрь работают, как проклятые.

Впрочем, о чем это я? У нас давно большинство хочет быть отдыхающими, к которым понятливая молодежь относит депутатов и управленцев: работа не пыльная, деньги, почет-уважение. Ну, сажают (время от времени) проворовавшихся, а не надо попадаться (о том, чтобы не воровать, даже речи не идет)!

Иногда кажется, что желающих «стать отдыхающими» выращивают целенаправленно, вновь и вновь призывая в обычных (не элитно-экспериментальных!) школах единообразие сделать еще более унизительным, Разве не к этому ведет очередной виток призывов к введению единых учебников? А людей, посмевших возразить, предупредить об опасности таких шагов в 21 веке, заносчиво называют «осиным гнездом», которое, оказывается,  потревожили радеющие о будущем страны «особенные» (ставшие отдыхающими?) граждане.

Страус не умеет закапывать голову в песок. Этим занимаются только люди.

Остановитесь! Это опасно! Луше оглянитесь, посмотрите, послушайте…  

http://www.photosforclass.com/