Каникулы многие противопоставляют учебе: все, учебный год закончен, можно наконец-то расслабиться, гулять и играть в свое удовольствие. И вот тут-то начинается настоящая учеба, потому что наконец-то детям никто не мешает учиться!

Несколько дней назад мой коллега, путешествующий по Англии, заглянул в небольшой детский садик. В холле – объявление, перечислены 11 основных способов, которыми учатся маленькие дети (даю вольный перевод, оригинал на фото).

Итак, дошкольники учатся:

  • играя (в помещении и на улице, самостоятельно и в группах…);
  • находясь рядом с другими людьми, взрослыми и детьми (общаясь, вступая во взаимодействие или просто наблюдая);
  • двигаясь (на месте учиться малыши не могут, им постоянно нужно движение);
  • исследуя окружающий мир (им нужно все пощупать-попробовать, собрать информацию, потом обязательно настанет момент, когда можно будет ее собрать воедино);
  • вслух разговаривая с собой (в одиночестве проигрывая разные роли);
  • делясь своими наблюдениями и опытом с другими («посмотри, что у меня есть!»; «а я вот так могу!»);
  • демонстрируя наблюдения, идеи, опыт в разнообразном творчестве, в том числе – в ролевых играх с ровесниками;
  • стараясь найти препятствия (в играх и в реальной жизни) и преодолеть их;
  • наблюдая за другими, в том числе – и за теми, кто специально показывает и дает инструкции;
  • практикуясь, повторяя раз за разом одни и те же действия;
  • веселясь и радуясь.
  • С такой классификацией можно, конечно, спорить, что и захотят сделать люди, занимающиеся теоретической психологией и педагогикой. Но этот плакатик написан не для ученых, а для родителей детей, чтобы они понимали: играя, двигаясь, наблюдая, разговаривая с собой, хохоча, забираясь сто раз на горку и кружась в танце, их дети знакомятся с окружающим миром и с собой. Их дети учатся!

    У кого? В первую очередь – у тех взрослых, которые рядом – мам, пап, бабушек, дедушек... А те, бесспорно, очень хотят детей многому научить. Какие же способы нужно использовать, чтобы дети смогли у тебя учиться?

    Используем те же «детские способы учения», только посмотрим на них с другой точки зрения, с позиции взрослых. Итак, чтобы ребенок (дошкольник) у тебя учился, нужно:

  • играть с ребенком (в помещении и на улице) и давать возможность ребенку поиграть одному;
  • следить за своим поведением и словами (дети наблюдают за взрослыми постоянно, в самых неожиданных местах), давать возможность ребенку побывать в разных местах, обсуждать вместе с ним произошедшее и увиденное там;  
  • как минимум – позволять ребенку двигаться, а еще лучше – организовать пространство для активного передвижения в игре;
  • исследовать окружающий мир самому и вместе с ребенком (организовывать безопасную возможность пощупать-попробовать, собрать информацию);
  • предлагать ребенку выступать в разных ролях, уважать его личное пространство;
  • быть внимательным и заинтересованным ко всему, чем делится ребенок;
  • не ограничивать общение ребенка со сверстниками и ребятами разных возрастных групп, показывать ценность такого общения;
  • показывать безопасные способы преодоления различных препятствий, вместе их преодолевать;
  • внимательно наблюдать за ребенком, поддерживая его, показывая, что понимаешь, как ему сложно, как он старается;
  • ценить попытки «отточить» полученные навыки через их многократное повторение;
  • веселясь и радуясь.
  •  

    Играть с малышами (читай – учить так, чтобы они при этом у тебя учились) умеют многие. А вот жить так, чтобы у тебя учился подросток, – единицы. Подростки учатся точно так же, только игра для них отодвигается на второй план, а главными способами учения становятся проба сил (преодолении препятствий) и… наблюдение.

    Подростки очень внимательны. Ссоры и примирения, праздники и будни, смех и слезы – все будет ими проанализировано до мелочей, принято близко к сердцу. Чужую боль, чужие радости они часто принимают как свои собственные. И ждут такого же внимания к себе от взрослых, которые рядом. Внимания и понимания.

    И тут приходит разочарование. За ними наблюдают, как правило, только для того, чтобы оценить (молодец! ну что же ты?!) или ограничить их действия (тут опасно! нельзя рисковать!).

    Сначала подростку нужно дать возможность для самовыражения и свободы. Потом – когда он сам захочет – заметить его. Постараться понять. И, даже если он остался для взрослых не понятным, – принять, без всяких условий и оговорок. И тогда у взрослого человека появится шанс, что у него начнут учиться.

    Словом, приглядитесь к детям, которые рядом.

    Они учатся у вас прямо сейчас.

    Хорошего вам лета!