Вокруг теории эннеатипов, как и вокруг многих других вещей из области психологии, складывается своя мифология. Это, к сожалению, неизбежно: наше сознание стремится к упрощению и потому «смазывает» какие-то нюансы, которые вместе с тем очень важны. Кроме того, человек так устроен, что всегда хочет найти панацею, одну технологию, которая, будучи один раз и навсегда устроена и налажена, позволит ему больше не возвращаться к той или иной проблеме. 

Самый распространенный миф, касающийся эннеатипов, я бы сформулировала так: они позволяют видеть человека насквозь и полностью им управлять. Это далеко от реальности. Да, мы часто говорим, что чужая душа – вовсе не потемки. И владение эннеатипами дает Вам понимание того, как подсознательная мотивация движет человеком в его поступках, как он поведет себя в той или иной ситуации, как выстроить с ним эффективные взаимоотношения. Но это вовсе не значит, что Вы будете читать человека как открытую книгу, поскольку помимо его физиологических и психологических черт, заложенных природой, есть также его личный и профессиональный опыт, воспитание, образование и другие факторы, повлиявшие на его характер. Не говоря уже о том, что людям со временем свойственно меняться. К тому же, согласитесь, полностью «читать» человека – это все-таки было бы скучно.  

Теория эннеатипов не претендует на универсальность, на то, чтобы описать человека вдоль и поперек. Она вовсе не отменяет другие классификации личности, не перечеркивает труды Фрейда, Фромма, Корни и остальных философов и психологов. Она скорее дополняет их и, что важно, доступна к усвоению и применению даже теми, кто далек от психологии. 

Отсюда же вытекает и следующий мифический посыл: применение теории на практике позволяет достигать полностью просчитанных результатов и решать любые амбициозные задачи. К сожалению, единого рецепта успеха не существует. Знание эннеатипов – Ваш верный помощник, но никак не инструмент, с помощью которого Вы преодолеете все без исключения преграды на пути к цели. Теория познакомит Вас с самим собой, научит понимать партнеров, выстраивать с ними выгодное сотрудничество, грамотно собирать команду, но это далеко не все, что требуется для реализации мечты в бизнесе или же личной жизни. Даже при подборе кадров опираться исключительно на свои познания эннеатипов нельзя: HR-специалист должен уметь оценивать опыт, эрудицию кандидата, а не только склад его характера.    

Второй миф звучит так: «Вся эта психология слишком сложна и требует много времени. Пусть этим занимается кадровик». HR-менеджер, пусть и весьма квалифицированный, не сможет подыскать Вам на бирже труда партнера по бизнесу и уж тем более его оценить. Равно как он не будет заниматься налаживанием Вашей личной жизни. Изучение литературы и посещение тренингов теории эннеатипов, на которых разбираются конкретные примеры, займет меньше времени, чем курс по финансовому менеджменту в бизнес-школе. А вот пользы может принести столько или гораздо больше: верно подобранный главный бухгалтер в условиях, в которых ведется в нашей стране деловая деятельность… Впрочем, роль главбуха Вы и без меня прекрасно знаете. Еще одна важная особенность теории эннеатипов: несмотря на то, что она была создана ученым, который вел обширную клиническую практику, в ней практически нет специальных терминов. 

Третий миф: «Выучившись единожды эннеатипам и освоив построение эннеаграммы, можно больше к этой теме не возвращаться». Как и в большинстве других сфер, жизнь не стоит на месте. И даже если человеческая природа сильно не меняется, то наши знания о ней постоянно пополняются, методы работы, коммуникации – совершенствуются. Продолжать общение с коллегами, применяющими теорию эннеатипов, необходимо хотя бы для обмена опытом и поиска новых решений старых задач.    

 

Галина Шабшай – специалист по типам мышления, лайф-коуч, эксперт в области эмоционального интеллекта, семейных отношений и воспитания детей, самореализации, личных отношений, сексологии. Сертифицированный коуч Международной Ассоциации Эннеаграммы.  За моими плечами 15-летний опыт проведения семинаров. Автор более 500 тренинговых программ развития личности.