Все записи
18:02  /  19.07.16

2902просмотра

Похвала цензуре

+T -
Поделиться:

Сейчас вся мыслящая общественность спорит о свободе слова и о допустимости его ограничения. Как ни странно, я склоняюсь ко второму. К необходимости цензуры я пришел, анализируя весь опыт развития нашей страны. И события последнего времени окончательно убеждают меня в ее необходимости.

Не так давно в гостях у мамы я услышал краем уха знакомую мелодию. Поняв, что она доносится из телевизора, я стал смотреть – это были «Смешарики». В этой сцене персонаж стоял на пристани и играла музыка, которую я узнал. Еще будучи пионером, я ее учил: «Белая гвардия, черный барон/Снова готовят нам царский трон…» «Мама, эту песню и ты, наверное, помнишь?» - спросил я. «Да, это песня и из моего детства», - ответила 75-летняя мама. Представьте: песня звучит в современном мультфильме, разработанном специально для детей, который смотрит и моя 9-летняя  дочь! Помню, даже кошелек в клюве вороны в этом мультике был по форме и по содержанию «бабушкин», с заштопанной заплаткой. И я понял, что моя дочурка,  насмотревшись таких "эстетичных  мультиков", будет рисовать такой кошелек на уроке изо, исходя из увиденного!

Затем я буквально заставил себя посмотреть мультфильм «Белка и Стрелка». Намерение у его создателей было самое похвальное - патриотизм. Но вид разбитого фонаря, неказистой лавочки, и самое главное – обшарпанной телефонной будки, -  заставил меня буквально физически ощутить стоявший в этих будках запах мочи, запах знакомый с детства всем советским людям застойной эпохи.  Неужели нельзя приукрасить картинку? Даже в «Сказе про Федота-Стрельца» Москва некрасивая, кривая! Даже Собор Василия Блаженного - краса и гордость Рассеи - выглядит в этом мультике как-то коряво и неказисто!  С этого момента я понял, что не могу смотреть отечественные мультфильмы.

Отведя ребенка в школу 1 сентября, я слушал песни, которые играют детям на линейке. «Учат в школе» Шаинского – ну ладно, хотя еще я слушал ее в первом классе. А это значит, что воспитание музыкального вкуса у современных московских школьников остается на уровне 40-летней давности. И какую же тогда музыку, по стилю и соответствию времени, создадут эти выросшие дети через 20-30 лет? Но следующая песня меня убила напрочь. С окаменелым лицом я слушал:

Я по свету немало хаживал,

Жил в землянке, в окопах, в тайге,

Похоронен был дважды заживо…

В 21 веке! Какой же бред! Поэтому, я считаю, что в РОНО (райотделы народного образования, которые были в советское время) должны быть современные сильные направления идеологическо-воспитательной работы, которые цензурируют весь поток информации - в том числе аудио-визуальный контент, говоря современным языком (в наше время  было словечко -  «репертуар»).

А вот какой   инцидент имел место в моем клубе в позапрошлом году. Генеральным продюсером работал у нас известный телеведущий Алекс. Он имел в нашем микро-социуме из 200 человек большой авторитет – потому что он вещает из ящика, харизматичен, красноречив и ему дали возможность говорить на собраниях.  Но! Он всегда был один против всех: против религии, против власти, мэра, государства. Он был типичный свободолюбивый журналист из 90-х.

Основной конфликт с ним произошел, когда я создал фонд для обучения сотрудников. Я вложил в него 1,5 миллиона рублей, чтобы на эти средста они ездили на тренинги и курсы повышения квалификации. В условиях кризиса я принял решение о сокращении фонда – вместо 10, как я сперва намеревался, обучению подлежали 4 человека, наиболее социально незащищенные, на мой взгляд.

Меня удивила реакция Алекса, который в общий чат написал: «У нас нет никого за чертой бедности, нужно либо оплачивать тренинг всем, либо никому». Если бы он сказал это мне при личном разговоре в кабинете, я бы ответил, что это мои деньги, и дело с концом. Но раз он высказал это публично, я решил показать, как он влияет на людей. Я предложил всем в чате проголосовать за его предложение. Все кроме одной проголосовали «за» - даже те, кому достались эти путевки. Очевидно, на них повлиял его авторитет.

В итоге я отменил весь проект.  Я сказал им, что так жить нельзя. Если повезло соседу – нельзя лишать его удачи. Но основной конфликт создали не они, а Алекс – своим авторитетом. 

Почему ему нельзя было так поступать? Первое – не он формирует фонды, и не ему распоряжаться этими деньгами. Второе – нельзя идти против босса. Третье – он предложил схему «всем или никому», то есть отобрать счастливую возможность у тех четырех. И, наконец, авторитетный человек должен понимать, к чему ведут его слова и предложения.

Еще один пример из жизни. Некий радиоведущий в эфире не так давно заявил, что «современный мужчина – это смесь банкомата и вибратора». Он тоже формирует у молодых девочек отношение к мужчине как к примитивному исполнителю двух функций!

Сейчас возвращается эра холодной войны. Когда я вижу, как создаются агитационные видеоролики по поводы войны на Украине или закате Европы, мне кажется, что скоро вместо рекламы перед сеансами в кинотеатрах будут снова показывать сводки о международной обстановке и загнивающем капитализме. Это наверняка делают те же люди, что работали еще в советской машине пропаганды. Видя, как засираются мозги простым людям – я убедился вновь, что СМИ – это средства не массовой информации, а массового воспитания. Ими создается мировоззрение человека, как мировоззрение ребенка незаметно воспитывается в семье.

В 90-е годы люди, истосковавшиеся по свободе слова (включая меня), стали говорить все подряд – отсюда, к слову, вышли все скандальные журналисты. Но уже в начале 2000-х я обнаружил, что из телевизора льется сплошная чернуха. Канал НТВ до сих пор держится на фундаменте из грязи и создает негативное информационное поле, которое, в свою очередь, формирует у русского зрителя негативное эмоциональное поле.  Еще важно понимать, что основной месседж скандальных, безыдейных ток-шоу ляжет в голову молодым людям, чье мировоззрение лишь формируется.

Насмотревшись таких передач, что может этот человек сделать для страны или для семьи?

Все эти разрозненные на первый взгляд эпизоды, на самом деле, иллюстрируют одну закономерность: народные массы, в большинстве своем доверчивые как дети, нуждаются в позитивном внушении. А те, кто внушает им различные идеи, часто не понимают всей силы своего авторитета и влияния – и не отдают отчета в последствиях своего воздействия на подопечных, словно равнодушные родители или нерадивые няньки. Но СМИ, писатели, кинематографисты и мультипликаторы должны быть ответственны за то, что они внедряют в головы слушателей, зрителей и читателей.  

Как-то мой друг Илья Перекопский в разговоре о менталитетах России и Америки сказал: «Американскую нацию сделал Голливуд. Голливуд начал выпускать жизнеутверждающие фильмы с хэппи-эндом». Сперва я не осознал всей глубины этой мысли. Когда я смотрел «Крепкий орешек», я не понимал, зачем снимать такие нереальные картины, где герой в одиночку уничтожает армию террористов, прыгает с небоскреба на простыне и т. п. – это же очевидно невозможно! Но затем я понял – чтобы воспитать эти же качества! Вырастая на фильмах о героях, спасающих мир, подросток перенимает их повадки и верит, что все достижимо. Он тоже может защищать слабых, стать полицейским, борцом за справедливость, защитником слабых…Недавно вышедшие «Ангелы с железными зубами», «Последний Бой Мохаммеда Али», «Дворецкий» - биографические фильмы, которые воспитывают достойных патриотов, граждан своей страны.

А современный русский кинематограф рассказывает про войну, страдания, переживания, подставы и прочее.

Кроме того, на американском ТВ гораздо больше развлекательных передач, чем на российском. Уход государственных каналов к развлекательным передачам мне видится правильным: людям нужны зрелища – желательно с положительной моралью и эмоциями.

Мы, русские люди, живем прошлым: прошлыми достижениями, героями, войной. Но нет ничего, что воспитывало бы следующее поколение! Нет таких боевиков, фантастических фильмов. А это значит, что мы опять отстаем. Все наши средства массовой информации и в советское, и в постсоветское время готовят человека к войне. А может быть, стоило бы научить элементарному уважению к порядку. Надеюсь, что 2016 год, назначенный президентом Годом российского кино, исправит эту ситуацию.

Итак, о порядке. Одна моя артистка возненавидела Америку после того, как ее там оштрафовали за парковку на стоянке для инвалидов. Она заявила, что это несвободная страна. Я ответил: «ты хочешь не свободу, а бардак!» - но она меня так и не поняла.

Поняв, что словами людей не изменить, я запустил в клубе проект «Зона, свободная от сквернословия». Я ввел цензуру. Да-да, цензуру в стриптиз-клубе! За каждое матерное слово – штраф 500 рублей, они шли в тот самый фонд развития сотрудников. Кто-то сказал, что это репрессивный метод. Я ответил: «Может быть и так, зато это на благо всем».

Через год все подвели итоги и оказалось, что общаться стало гораздо комфортнее! Лучше, чем на улице! Эксперимент сработал – благодаря цензуре. Но ведь  и библейские заповеди «Не убий!», «Не укради!» - тоже цензура.  Сейчас, когда человека окружают огромные потоки информации: СМИ, соцсети, форумы, полиграфия, реклама…  - если не подчинить эти потоки высоким нравственным целям, в обществе будет нарастать хаос. Нам необходима цензура! Ведь цензура – это правила. Общество, где нет правил, – обречено на анархию.

А приняв эти правила, общество станет терпимее, воспитаннее, целеустремленнее и счастливее. Я в этом убежден.