Все записи
13:01  /  28.01.20

431просмотр

Туземцы-стриптизеры и ученый снобизм

+T -
Поделиться:

Не секрет, что стриптиз как самостоятельное явление редко становится темой научной работы. Тем выше было мое любопытство, когда я обнаружил статью «Стриптиз как призвание и профессия»: к этнографии закрытых культурных сцен российского мегаполиса». Авторами значились Елизавета Петровна Юхневич – выпускница программы «Социология и антропология» факультета свободных искусств и наук (Смольный институт) Санкт-Петербургского государственного университета и Каплун Виктор Львович — доцент кафедры социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» — Санкт-Петербург, доцент факультета свободных искусств и наук.

Чем дальше я углублялся в чтение, тем больше вопросов у меня возникало. Начать с того, что артисты экзотического жанра постоянно именовались там не иначе как «стрипухи». И почему же было использовано именно это пренебрежительное слово? Да потому что авторы сочли его устойчивым выражением! Оказывается, по нынешним временам этого вполне достаточно!

Фильм

В качестве весьма вольного примера. Вот есть, допустим, такое устойчивое выражение – «дебила кусок». Но если употреблять его по отношению к представителям любой социальной группы, которую мы сочтем ниже себя по образованию, воспитанию, занимаемой должности, e.c. – возникнет закономерное возмущение: на каком основании кому-то позволено оскорблять этих людей? А называть «стрипухами» танцоров экзотического жанра, по мнению авторов работы, вполне допустимо. И артистам не должно быть обидно, потому что – внимание! – «они сами так себя называют»! Елизавета Петровна, Виктор Львович – проявите уважение к тем, о ком пишете! Вы же просто демонстрируете собственное невежество, проколовшись даже на такой мелочи, как «называют ли артисты сами себя этим уничижительным прозвищем». Нет, нет и еще раз нет.

Но вернемся к научной работе. Авторы пишут: «…мы попытались описать здесь мир стриптиза не просто как мир «смыслов» и «субъективного опыта», но скорее как мир разделяемых «практик», а также как мир специфического ремесла (не являющегося в строгом смысле слова «профессией»).

Мы опять видим попытку принизить значимость стриптиза как такового! Дескать, это всего лишь ремесло такое специфическое, но до настоящей профессии не дотягивает, конечно же. И то, что артисты долгое время ищут свой стиль, проводят сотни часов в спортзале, совершенствуя навыки танца, работают с психологами, чтобы уметь находить подход к самым разным гостям заведения, учат иностранные языки ради того, чтобы свободно общаться с иностранцами – обесценивается одним росчерком пера. Вот именно потому мы и учредили Ассоциацию стриптиз-клубов России и неоднократно предлагали Министерству труда и социальной защиты РФ принять разработанные нами, специалистами своего дела, профессиональные стандарты танцора экзотических танцев и тем самым наконец-то узаконить давно существующую в стране профессию стриптизера.

Ассоциация стриптиз-клубов России

Фактически, на этом можно было смело прекращать чтение этого опуса, но я все же ознакомился с этим псевдонаучным трудом до конца, утешая себя тем, что врага (а заблуждающийся глупец, упорствующий в своих заблуждениях и льющий читателям ложь со страниц своих книг – тот же враг) надо знать в лицо.

Текст обильно пересыпан ссылками на используемую методологию – видимо, исключительно с целью придать этой поделке наукообразность и лишний вес. Особенно меня возмутил вот этот пассаж: «Задачей исследования было дать этнографическое описание повседневного мира танцовщиц и танцовщиков стриптиза. Последние рассматриваются здесь как своего рода «племя», живущее в своей особой символической и инструментальной вселенной. С методологической точки зрения, именно то видение основных ситуации мира стриптиза, которое транслировали нам «туземцы» этого мира, было основным предметом нашего исследовательского интереса в этой работе».

А чтобы укрепить свою более чем сомнительную позицию, авторы сообщают: «…чтобы понять «символическую систему» другого, антропологу нет необходимости «влезать в шкуру туземца» и пытаться чувствовать его чувства и думать его мысли — это попросту невозможно. Бессмысленно ставить перед собой задачу «на время стать туземцем», бессмысленно, общаясь с «местными», пытаться маскироваться «под своего». Но вполне осмысленно стремление научиться языку «туземца» и добиться максимально возможной степени взаимопонимания в общении».

В каждой строчке сочится обесценивание. Туземцы. Стриптизеры – туземцы. Ученые – смелые белые первооткрыватели, не побоявшиеся вторгнуться в терра инкогнита ночных клубов и с нескрываемым высокомерием описать то, что они там увидели. Хорошо хоть «туземцами» назвали, а не «насекомыми». Но продолжим.

GoldenGirls

«Некоторые оценки, объяснения, характеристики, которые дают самим себе и тому, что они делают, «туземцы» мира стриптиза, могут показаться наивными, могут выглядеть как осознанные или неосознанные», - пишут авторы. Вдумайтесь в эти слова. Могут выглядеть так. А могут сяк. Вывод? Да зачем он нужен, редкая птица долетит до середины Днепра, не всякий читатель продолжит чтение до этого абзаца и обнаружит бессовестный «гон строки», не несущие никакого смысла слова ради слов.

Разумеется, не обошлось и без обсуждения навязшей в зубах темы «торгуют ли стриптизеры своим телом». Вот как пишут об этом ученые: «Стриптизерши(ры), предоставляющие клиентам сексуальные услуги за денежное вознаграждение (т. е. занимающиеся проституцией), обозначаются в среде «стрипух» маркирующим словом «маромой» и имеют в племени дурную репутацию».

Маромой. Популярное среди персонала Санкт-Петербургских игорных заведений (разумеется, до их закрытия) словечко, обозначающее человека, играющего по минимальной ставке, но предъявляющего большие претензии к обслуживающему персоналу. Считается, что у слова еврейское происхождение, и в целом оно указывает на того, «кто много хочет за мало денег». Даже если попытаться натянуть сову на глобус, это слово никак не может быть применимо к продажным женщинам и мужчинам. И это наводит на мысль, а было ли исследование реальным, или же виртуальным? Проверялись ли неизвестно каким путем полученные факты, что называется, в полевых условиях?

Кстати, в качестве занимательного языкознания. Striapach – по-ирландски означает "проститутка", читается как «стриапа». К стриптизу никакого отношения не имеет. Но согласитесь: как же заманчиво на основании созвучия в словах сделать вывод о том, что стриптизеры – люди с низкой социальной ответственностью! Уровень аргументации ничем не хуже, чем у Юхневич и Каплуна

Чтобы «добить читателей танцем», авторы сообщают нам, что «…в мире танцоров и танцовщиц стриптиза существует совершенно особая категория болезней — это так называемые энергетические заболевания. Некоторые стрипухи искренне верят в существование различного рода негативных бесконтактных воздействий на их общее физическое и эмоциональное состояние. Самой распространенной опасностью является «сглаз». Многие стрипухи полагают, что поскольку они хорошо выглядят и находятся в центре всеобщего внимания, отдельные зрители, присутствующие на представлении, из зависти могут естественным образом желать им зла».

Поверьте, даже комментировать это не хочется. Старательное изложение стереотипа на стереотипе, не имеющее ни малейшего отношения к серьезной научной работе. То, что авторы не сочли нужным узнать лично и несколько раз перепроверить – как и надлежит настоящим исследователям – они грубо домыслили, исходя из собственных весьма ограниченных представлений о нашей сфере деятельности. В итоге вместо серьезного научного труда получилась сиюминутная поделка, сборище клише и расхожих шаблонов, которыми обычно описывают наших сотрудников господа вроде пресловутого владельца портала SuperJob Алексея Захарова, который не постеснялся назвать наших артисток мутантами.

Не проанализирована история стриптиза и влияние на него кабаре и культуры pin-up. Все сводится к сомнительному тезису, что стриптизеры крайне страдают от коммерциализации и «суровой реальности жестокой эксплуатации» своего тела, хотя могут и не отдавать себе в этом отчет (!) Разумеется, куда там неразумным туземцам до мудрых белых исследователей, которые знают все лучше тех, о ком они пишут. Что ж, думаю, по вышеуказанным причинам сей труд получает оценку «ниачом» и «низачот». Нам, туземцам, такая лексика позволительна.

Ваш Лаки Ли