Все записи
11:11  /  4.08.20

436просмотров

Сексуальная трансгрессия как стратегия феминизма

+T -
Поделиться:

Феминистки не раз уже обращали внимание на то, что мужское доминирование в культурном производстве – следствие того факта, что эта сфера исторически была прерогативой мужчин, в которой они могли символически выразить свою агрессию, происходящую от их сексуальности.  Так, американская писательница Камилла Палья считает: «Если большая часть порнографии воспроизводит гетеросексуальные мужские фантазии, то искусство, говорящее о сексе, представляет собой аполлонический ответ мужчины женщине и уход от женщины («Бег с препятствиями», 1981).

Увы, всё так. Среди женщин действительно мало выдающихся художников, скульпторов, или архитекторов, и отдельные исключения только подтверждают это правило. И дело тут отнюдь не в некоем биологическом превосходстве мужчин, или их особом таланте. В патриархальной истории искусств женщинам попросту не было места. Они не обладали социальной и экономической властью, чтобы закрепить свое культурное наследие и остаться в памяти на века. 

Иоганн Цоффани «Портрет членов Королевской академии в натурном классе», 1772 год

Можно возразить, что это популизм.  Окей, но почему в 21 веке мы так и не разобрались с этим уродливым явлением? Активистка Залина Маршенкулова периодически сталкивается с хейтом лишь за то, что призывает прекратить практику преследования девушек за их самовыражение в искусстве, как это произошло после выхода скандального клипа Тиля Линдеманна, после которого почти все его участницы были вынуждены удалить свои аккаунты в социальных сетях из-за травли. Сёстрам Хачатурян, которых годами насиловал и бил отец, вместо самообороны пытаются инкриминировать убийство организованной группой лиц по предварительному сговору. Так ли уж равноправны женщины в нашем обществе, как мы, мужчины, хотим себе это представить?

Вернемся к истории искусства. Еще в 1962 году в Америке был опубликован учебник «История искусств», в котором, на секундочку, не упомянуто ни одного женского имени. Феминистическая историография, однако, дает нам повод переосмыслить прошлое. Первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции, стала художница эпохи итальянского возрождения Артемизия Джентилески.

Артемизия Джентилески. Кающаяся Мария Магдалина. 1620–1625. 

Скоро выйдет мини-сериал про итальянского фотографа Тину Модотти, икону феминизма. Её исполнит несравненная Моника Белуччи, которая с необычайным воодушевлением и теплом высказалась на этот счет: «Вот эта роль, которую я действительно хотела бы сыграть… Эта роль мне по сердцу».

 (Итальянский фотограф, актриса и революционерка Тина Модотти)

Вспомним и о современнице и подруге Модотти – Фриде Кало, которая всю жизнь оставалась в тени своего возлюбленного – художника Диего Ривера. Однако сегодня выставки её работ неизменно проходят с большим успехом, а её имя, равно как и имена Джентилески и Мадотти плотно заняли свое место в глянцевых книгах и журналах об искусстве. И в этом я вижу победу и заслугу женщин – авторов и редакторов этих изданий. Только феминизация искусства позволила вернуть женщинам свое признание в сфере культуры.  

 

 (Обложка Vogue Mexico, ноябрь 2012)

К сожалению, текущая реальность является более мрачной, чем нам кажется. Так, семь российских правозащитных организаций — «Зона права», Центр помощи пострадавшим от домашнего насилия «Анна», Консорциум женских неправительственных объединений, «Правовая инициатива», сеть взаимопомощи женщин «Ты не одна», центры «Сестры» и «Китеж» — направили в Совет Европы доклад о ситуации, которая сложилась с домашним насилием в России в период длительной самоизоляции. В докладе говорится о 13 238 жалобах за три месяца, притом, что помощь таким пострадавшим стало оказывать труднее, чем ранее, и власти должны незамедлительно обратить на это свое пристальное внимание.   Поэтому я призываю мужчин раз и навсегда перестать конкурировать с женщинами! У нас давно уже не первобытное общество, где выживает сильнейший. Мы должны научиться толерантности и уважению к любому жителю на земле. Давайте ценить и уважать наших спутниц и их вклад в культурное достояние планеты!

 

Ваш Лаки Ли