Все записи
13:55  /  8.09.20

181просмотр

Человек культурный — Homo culturalis, или при чем здесь наследство Рериха?

+T -
Поделиться:

Совсем недавно я уже писал о том, что побывал на Алтае, где частично прошелся по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха. В апреле этого года исполнилось 85 лет Пакту Рериха — международному договору о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, символом которого является Знамя Мира. И мне бы хотелось отдельно остановиться на том, как влияют на нас идеи этого необыкновенного человека, в свое время заявившего: «О Культуре нужно всячески твердить, когда где-то еще имеется запас атомных бомб».

Картина Николая Рериха «Пантелеймон-Целитель»

Наследие Николая Рериха, философа, писателя, общественного деятеля, путешественника и живописца, поистине безгранично. Это и 7000 картин, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических. Он основал международные движения «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Это ему принадлежит высказывание: «Высока ценность Культуры во всех ее видах. Честь нации в работе на Культуру. Народам почет постольку, поскольку они внесли свою долю в Культуру человечества. Велика существенная важность труда, которым человек побеждает природу и творит мир — мир во всем».

Мы снова столкнулись с проклятием Вавилонской башни, бескомпромиссно разделяющим нации и народы из-за их разной ментальности. И поэтому нам особенно важно совершить прорыв и все-таки достичь мира, дружбы и взаимопонимания, с целью чего имеет смысл вновь сделать упор на культуру как фундамент новой гуманистической цивилизации. А для этого нам нужны проводники этой светлой идеи, выросшие из homo sapiens в homo culturalis, homo mundi. Трансформация мировой политической и экономической систем ради спасения человечества неизбежна, и нам требуется выработать общие принципы, в рамках которых она будет происходить. Особая сложность здесь в том, что эти принципы должны по сути своей вести к объединению разных народов и этносов, и что особенно важно —  к объединению государств, строящих свою внутреннюю и внешнеполитическую деятельность по абсолютно разным лекалам.

Мы говорим культура — подразумеваем образование. Культурная личность в отрыве от познания накопленного исторического наследия предков — это оксюморон. Мало быть добросердечным. Глупость и невежество, помноженные на добрые помыслы, ведут к беде. Не понимая ввиду обычно присущей индивидууму ограниченности культурного кода соседей и считая его по определению ниже своего собственного, человек склонен к необдуманным решениям, не принимающим в расчет чаяния второй стороны.

Здесь как никогда важно войти в правильный диалог с представителем иной культуры, заранее настроившись на уважение его принципов. При этом нельзя отрицать право принимающей стороны на свободу практики родной культуры. Т.е. восприятие должно быть обоюдным, на основе равенства в разнообразии. Осознавая, насколько разные культуры могут взаимообогащать друг друга, необходимо поддерживать равновесие между принятием чуждой культуры и сохранением родной. Следует предупреждать возможный конфликт представителей разных культур, вместо того, чтобы разрешать уже имеющийся. Говоря проще, чужая культура не должна уничтожать родную культуру, но обогащать собою общее культурное наследие, вливаясь в него и дополняя.

Чтобы облегчить этот процесс, мы можем обратиться к практике самопонимания и самотрансформации. Только так мы можем познать окружающий нас мир во всем его многообразии. Я придерживаюсь той точки зрения, что мир с другими людьми достигается только после нахождения мира с самим собой. Мы прониклись западной культурной парадигмой, сконцентрированной на внешнем социальном восприятии мира, и совершенно упускаем из внимания то, насколько важно внутреннее состояние человека. Человек должен развиваться не только умственно, но еще эмоционально и духовно, причем под духовным развитием понимается отнюдь не религиозное.

Наш мир спасет только духовная культура, и её конкретным выражением станет то количество добра, которое воспитанный ею человек, приверженный ценностям созидания, несет всему обществу. А из этого следует, что нам нужно запустить уверенный процесс формирования лидеров, отвечающих всем этим качествам, которые не позволят нашим странам рухнуть в горнило ядерного апокалипсиса. Пора отойти от власти сильных и власти большинства к меритократическому стилю управления на основе принципов гуманизма, социальной справедливости и экономической безопасности.

Лаки Ли на Алтае

Только самые способные и талантливые люди, на деле доказавшие, что они достойны занять это место, должны определять вектор развития страны. Заслуги перед обществом и человечеством — вот что должно быть основным мерилом их соответствия столь важной должности, а отнюдь не социальное происхождение, или же финансовый достаток. Как когда-то сказал мой хороший друг, профессор, доктор исторических наук Фуад Мамедов: «Основными постулатами культурологического управления целесообразно считать переход от манипулирования и соперничества к солидарности и сотрудничеству. От противоречий гармонии культур к согласованию интересов. От власти должности — к власти знания и профессионализма».

Пока для нас это сродни недостижимой утопии. Клептократия, взяточничество, кумовство настолько внедрились в систему управления, что в ряде аспектов стали её несущей конструкцией. Государство ведет активную борьбу с этим уродливым явлением, оказываются на скамье подсудимых высокопоставленные взяточники и мошенники, проводится санация банковского сектора, но до победы, к сожалению, нам всё еще далеко.

Но сложно — не значит невозможно. Воспитанием будущих управленческих кадров, ценнейшего из всех возобновляемых ресурсов, надо заниматься уже сегодня, что называется, с младых ногтей, чтобы рано или поздно искоренить такие пороки современного общества, как невежество и сверхэгоизм, особенно сильно проявляющийся в вопросах экологии и недропользования. 

Мир и культура невозможны одно без другого. Как писал Рерих, «Мир через Культуру — наш постоянный девиз. События доказали, насколько необходим человечеству щит Культуры». Поэтому будущий управленец в процессе формирования ядра своей личности неминуемо должен разделить идеи миротворчества как глобального базового условия совместного проживания различных народов на планете Земля.

Новая цивилизация непреложно требует изъятия из культурного кода темы агрессии и конфронтации. Мы должны объединить наши усилия и донести эту точку зрения до самых широких масс по всему миру. Una hirundo ver non facit — одна ласточка весны не делает. Только совместно и согласованно мы можем прийти в новый социум, уважающий точку зрения каждого своего члена и превыше всего ценящий весьма хрупкое, но столь ценное состояние мира-в-мире, world-in-peace.

Ваш МИРЪЪЪа-Творец,

Лаки Ли