Все записи
10:53  /  22.10.18

575просмотров

Анастасия Копытцева «Нужны максимально лаконичные и сильные образы»

+T -
Поделиться:

Анастасия Копытцева: «Сейчас очень важна концепция, а чтобы её показать, нужны максимально лаконичные и сильные образы»

В ноябре в галерее современного искусства "Файн Арт" откроется персональная выставка художника Анастасии Копытцевой Digital Disruption. Мы встретились с автором, чтобы узнать, в чем главная идея экспозиции, а также поговорить о новых технологиях и современном искусстве.

анастасия копытцева

 

Расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш путь в изобразительном искусстве. Вы из семьи художников?

В моей семье все так или иначе связаны с искусством, но художник я первый. В четыре года мама отвела меня в изостудию. Я рисовала на формате А1, который был выше моего роста. Получались такие монументальные автопортреты с фиолетовым лицом. А через несколько месяцев мои работы уже были на отчетных выставках. Позднее я поступила в школу Галины Вишневской на художественное отделение. Следующим этапом стал Московский Академический Художественный лицей при Российской Академии Художеств, где я получила очень сильную академическую базу, сравнимую с программой художественных институтов. Обучение было очень насыщенным, в расписании стояло по 4 урока живописи или рисунка каждый день. По дороге домой я рисовала наброски, а затем до глубокой ночи выполняла домашнее задание – портреты, натюрморты и композиции. Потом я поступила на художника-постановщика во ВГИК. По сути, выбора между изобразительным искусством и каким-то другим занятием у меня и не было. Это было похоже на поезд, ты зашел в него, он идет, и ты уже не выпрыгнешь обратно. 

анастасия копытцева

 

Насколько в современном мире важно академическое художественное образование?

Прежде всего, очень важно знание истории искусства. Оно формирует определенный фундамент. Образование дает структурный и профессиональный взгляд на многие вещи. Хотя, можно сказать, что в некоторой степени классическое образование ограничивает творческое мышление. Когда я закончила учиться, у меня еще какое-то время было ощущение, что за моей спиной сидит педагог и оценивает мои работы. Поэтому в определенный момент нужно абстрагироваться от полученных знаний и искать свой изобразительный язык. 

анастасия копытцева

Современное искусство часто ругают за неприятные и отталкивающие образы. Что вы об этом думаете?

На мой взгляд, современное искусство очень разное, я бы не стала вешать ярлыки. Думаю, вы имеете ввиду художников, которые выбирают интуитивный путь самовыражения, как бы выбрасывают свои негативные эмоции и переживания на холст. Такие картины иногда похожи на результат сеансов психотерапии. И, глядя на них, есть ощущение, что заглянул в замочную скважину чужой души и увидел в ней «демонов», от которых не по себе.

Я часто бываю в Европе и Америке на выставках современного искусства и вижу, что людям в развитых странах, где в общем-то царит спокойствие и комфорт, просто не хватает сильных эмоций. Им хочется, чтобы кто-то пощекотал им нервы. И такие зрители даже не воспринимают неприятные образы как негативные. В России же, наоборот, подобное искусство воспринимается отрицательно. Сейчас очень важна концепция, а чтобы её показать, нужны максимально лаконичные и сильные образы. Если образ воздействует на зрителя, то идет какая-то внутренняя реакция. И эта реакция, безусловно, не всегда приятна.

Давайте поговорим о Вашей персональной выставке Digital Disruption. Расскажите, пожалуйста, что легло в её основу?

Это моя шестая персональная выставка, и в каком-то смысле она стала продолжением предыдущих. Для художников выставки очень важны, они помогают более четко видеть, в каком направлении ты хочешь идти, проанализировать определенный период творчества и сделать выводы. Кроме того, это возможность услышать обратную связь от зрителей и профессионального сообщества.

анастасия копытцева

В какой-то момент я пересмотрела свои картины за последние три года и поняла, что тема взаимодействия с виртуальной реальностью, проникновения в нашу жизнь технологий очень меня беспокоит. Мир за последние сто лет очень сильно изменился. Сейчас работа, дружба и личная жизнь поселились в телефонах. Люди не ходят в магазин, а собирают вещи в корзину на мониторе. Все жизненные процессы стали крайне оптимизированными и эффективными. Человек, как биологический вид, привык иначе существовать в течение тысячелетий, а современная реальность предлагает совершенно другие условия для выживания. Это очень интересный процесс.

В серии картин Digital Disruption я показываю символы открытий и изобретений в цифровом мире, которые разделили путь человечества на до и после. Начиная с изобретения написания цифр и заканчивая блокчейн и виртуальной реальностью. 

 анастасия копытцева

Сейчас очень много говорится о новых технологиях и новой реальности, в том числе и в искусстве. Как все это отражается в Ваших работах? Ваша новая выставка - это в том числе и попытка осмыслить эти трансформации?

Да, можно и так сказать. Термин Digital Disruption описывает процесс трансформаций бизнеса под влиянием развития диджитал технологий. Например, когда появились цифровые фотоаппараты, то фирмы, которые занимались производством пленки и вовремя не среагировали, потеряли долю рынка. А те, кто, наоборот, занялся цифровыми технологиями, завоевали свои позиции довольно быстро. Это про реакцию на новые изменения. 

А расскажите, пожалуйста, подробнее про серию с акулами.

Первая картина из этой серии появилась в 2016 году. Это был портрет конкретного человека. Картина получилась очень личной, и несколько месяцев я её никому не показывала. До этого у меня не было анималистичной живописи, я всегда изображала людей. Когда я все-таки решилась продемонстрировать картину иностранным кураторам, то услышала восторженные отзывы, некоторые говорили, что это одна из моих лучших работ. Мне предложили показать её на групповой выставке в галерее в Майами. Американская публика очень ярко и положительно её восприняла. А позже, в Москве, она стала лицом мероприятий, связанных с криптовалютным бизнесом. Это происходило в то самое сумасшедшее время роста стоимости цифровых валют.

анастасия копытцева

Акула, как символ, в первую очередь ассоциируется с передовым обществом прогрессивных людей, способных быстро и решительно реагировать на внешние обстоятельства. Не даром существует такое понятие, как акула бизнеса. 

На моей первой картине этот образ погружен в черное пространство, где ничего не проявлено. Акула наедине со своими мыслями и в процессе выбора нужного направления. Как бы замершая перед следующим движением и действием.

анастасия копытцева

Как Вы думаете, оставят ли современные российские художники след в истории искусства?

В российской, безусловно. С мировой историей немного сложнее. Потому что у нас по пальцам можно пересчитать галереи, которые показывают русских художников на иностранных ярмарках современного искусства. Я не раз слышала от иностранных коллег, что они вообще не представляют, что у нас происходит и знают только тех русских художников, которые давно уехали и работают за рубежом. Прежде всего так происходит из-за финансовой стороны вопроса - участие галереи на иностранной ярмарке стоит десятки тысяч евро. 

Рынок современного искусства в России, к сожалению, совсем не большой, особенно, если сравнивать, например, с американским. Но я вижу определенное развитие и верю в его потенциал.

анастасия копытцева

 

Выставка Digital Disruption будет открыта с 16 ноября по в галерее «Файн Арт» на Винзаводе по адресу: 4-ый Сыромятнический переулок, Москва.