Все записи
МОЙ ВЫБОР 19:09  /  17.12.18

5 причин увидеть выставку «Давид Бурлюк. Слово мне!»

+T -
Поделиться:

Давид Бурлюк – эпатажный художник, пионер перформанса и первый арт-продюсер, талантливый поэт и покровитель Маяковского. Он называл себя «отцом русского футуризма» и за свою долгую творческую жизнь попробовал себя в самых разных стилях, пройдя путь от импрессионизма к кубофутуризму, и даже изобрел собственный «радио-стиль». На выставке «Давид Бурлюк. Слово мне!» в Музее русского импрессионизма представлено полсотни работ 1900 – 1950-х годов из 12 государственных музеев и 10 частных коллекций. Куратор экспозиции и главный хранитель музея Наталья Свиридова выбрала 5 картин и пять причин посетить выставку в новогодние праздники.

Наталья Свиридова, куратор выставки

1. Увидеть картину, написанную на палитре

Один из самых необычных экспонатов выставки – это палитра, на которой Давид Бурлюк изобразил свою жену Марию. Эта работа попала в Россию очень необычным способом. Давид Бурлюк выслал ее уже из эмиграции, из Соединенных Штатов Америки, в город Тамбов местному краеведу-коллекционеру, который интересовался творчеством Бурлюка в такое сложное для русского авангарда время – в советский период (середина XX века). Бурлюк не первый, кто писал на собственной палитре. Но очень интересно, как вдохновенно он изобразил здесь Марусю. И это неслучайно. В письмах он всегда говорил: «Если я пишу “я” – знайте, за этим “я” стоит “я и Мария”», – настолько он не отделял свою личность от личности жены, которая сыграла важнейшую роль в его жизни. Она стала его первым биографом, другом, музой, натурщицей, которой он не переставал удивляться и восхищаться. А в своем дневнике в первые годы брака он жаловался на то, что начинает ненавидеть живопись, потому что руки все время в краске, и он не может часто обнимать свою любимую.

На фото: Портрет Марии Бурлюк, 1957 год, частное собрание.

2. Узнать, как «делается слава»

Полотно «Красный полдень» Давид Бурлюк написал в промежутке между 1915 и 1918 годами. В это время он живет вместе с супругой в Уфе. Художник бежал с семьей из неспокойной Москвы с ее революционными волнениями. На картине мы видим сочетание сразу нескольких стилистических приемов в живописи: фовизма, кубофутуризма… И, безусловно, мы прочитываем наивную стилистику рисунка. Тем не менее, в «Красном полдне» четко чувствуется, что художник работает с натуры. Давид Бурлюк очень часто и много работал на пленэре. Осталось несколько ярких воспоминаний художника Воробьева, который писал вместе с Бурлюком в Уфе. Конечно же, в провинциальном городе вид двух художников с этюдниками вызывал интерес как у взрослых, так и у детей. И Давид Бурлюк приходил на пленэры подготовленный: с полными карманами конфет. Он раздавал их детворе и просил бежать по улице и кричать: «Давид Бурлюк – великий футурист!». Дети так и делали, а Булюк заявлял Воробьеву: «Учись, вот так делается слава».

На фото: Красный полдень, 1915-1918 годы, Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова.

 3. Прочесть тайные мистические символы

«Женский портрет» приехал на выставку из Вольского краеведческого музея. Но, по нашим предположениям, изначально картина была названа иначе: «Царица Вельгельмова бала». Здесь, как сам Давид Бурлюк это объяснял, изображена женщина – воплощение войны. В руках она держит опахало-семисвечник, а голова ее разделена на темную и светлую части. Темная верхняя половина головы не просто лысая, а скальпированная, с обнаженным черепом. За спиной этой женщины танец смерти исполняют человеческие скелеты. Впечатляющий сюжет, но не менее впечатляющая и фактура этой работы. Давид Бурлюк говорил, что поверхности картины нужно уделять особое внимание при рассматривании. Фактура живописи была очень важна для художника, он считал, что живопись должна выходить в пространство скульптуры. Практически этим он здесь и занимается. Некоторые живописные слои достигают нескольких сантиметров. А сама поверхность Давидом Бурлюком была классифицирована как «занозистая», «раковистая», «крючкообразная».

На фото: Женский портрет, 1916 год, Вольский краеведческий музей. 

4. Оценить кубофутуристичный натюрморт

Давид Бурлюк был человеком, склонным к экспериментам. Причем, любил он экспериментировать, сочетая, казалось бы, совершенно несочетаемые вещи. Это касается не только техник, материалов, но и стилей в изобразительном искусстве. Он мог сочетать реализм с кубофутуризмом, и даже символизм с кубофутуризмом. Яркий пример эксперимента – натюрморт с плодом панданы и ветками бамбука. Давид Бурлюк использует жанр мертвой натуры, статичных предметов, расположенных на столе… Но как он их изображает! Изображает он их в стилистике кубофутуризма, которая изначально признана передавать движение на картинах. И, конечно, при такой подаче хотелось бы увидеть движущуюся натуру – человека на велосипеде, машину, но никак не статичный натюрморт. Эта картина была написана Бурлюком в то время, когда он жил в Японии – с 1921 по 1922 год. Этим и обусловлен экзотический набор фруктов.

На фото: Натюрморт с плодом пандана и ветками бамбука, 1921 год, частное собрание.

5. Познакомиться с новаторским радио-стилем

В сентябре 1922 года Давид Бурлюк переезжает с семьей в Америку. Нью-Йорк во многом соответствует «футуристическому интересу» Давида Бурлюка к новейшим технологиям. Благодаря знакомым он очень быстро находит мецената – колоритного персонажа нью-йоркской богемы Роберта Чанлера. Купив у Бурлюка несколько картин и дав ему заказ на оформление театральной постановки, Чанлер создает художнику условия для утверждения в артистической среде Америки. Вот только всё, что демонстрирует американской публике Давид Бурлюк, для нее далеко уже не ново. Художник чувствует необходимость новаторского стиля, так появляется «радио-стиль». Первой работой, выполненной в новой манере, становится «Река Гарлем. Инвуд парк». Это попытка художника передать атмосферу «радио-эпохи», «позволяющей звукам песни, исполняющейся в Чикаго, доносится до Австралии и русских степей». Художник берется показать не динамику объекта, а демонстрирует движение невидимых человеческому глазу звуковых волн, которые исходят буквально от каждого предмета. На картине вибрацию звука передают цветные круги, которые художник выводит тонкой кистью. Практически все радио-картины Бурлюк написал в Бронксе, на набережных Гарлема, где он жил со своей семьей.

На фото: Река Гарлем. Инвуд-Парк, 1925 год, частное собрание.

Выставка «Давид Бурлюк. Слово мне!» открыта в Музее русского импрессионизма открыта до 27 января.