Я совсем не претендую, конечно, на роль большого кинокритика, но в своём блоге могу себе позволить.. Особенно по выходным и праздникам!И тем не менее, я смотрела и "Месье Кляйна", и "Ночного портье", и "400 ударов", и "Рим - открытый город", и недавнего "Франца", и даже "Основной инстинкт". И да, всем этим картинам нашлось место в "Раю" Кончаловского. Плохо ли это? 

Вот, например, большой кинокритик, обозреватель "Коммерсанта" Михаил Трофименков ругается.. Мол, все цитаты заимствованы режиссёром без стыда и совести, да и Высоцкая Юлия постеснялась бы выступать в образе Фальконетти - Жанны Д'Арк. Я могу продолжить - да, Высоцкая и не Анна Маньяни из "Рима- открытого ...", и не Катрин Денев, и не Шарон Стоун, соблазняющая следователя, ведущего пристрастный допрос. Все это правда не потому, что она плохая актриса, а потому, что она - ведущая программы "Едим дома". И свою сложноскроенную роль Оли телеведущая Высоцкая сыграла очень даже неплохо. Ее бритая налысо голова в сочетании с острыми, красивыми коленками этому только помогли. Сыграть не сколько жертву концлагеря, а женщину, успешно использующую свою сексуальность.

Конечно, в финал фильма верится с трудом - то, что Оля пошла в газовую камеру за еврейскую "подругу", надзирательницу барака, поддавшись какому-то внутреннему голосу (помните - Делона в "Месье Кляйне", которого влекло за собой какое-то потустороннее любопытство). Правдивее выглядело, если бы она умотала таки в Швейцарию и осталась там жить с другом своего немецкого ухажера.

Но интереснее другое - как снят сам фильм. Да, в нем полно цитат - но кто, скажите мне, кроме небольшого процента снобов, "живущих в своём собственном, безумном мире", видели все эти перлы европейского кино? Ты-да я- да мы с тобой. А тема поднята важная, и фильмы такие нам необходимы. Пусть лучше будет авторское, эстетское кино, чем очередные "Ёлки-5"  или фильм с Данилой Козловским. 

Кино, снятое философом, эстетом и франкофилом - вот что хочется сказать про "Рай". Сердце зрителя одинаково бьется и когда молодой офицер СС слушает Моцарта, и когда он же разглядывает фотографии изуродованных голодом тел, плетущихся на санобработку, а на самом деле - на встречу смерти. И дело тут не в том, что в кадре мало правды, или в том, что он скроен под лубок - дело в режиссёрском взгляде на эту темную страницу истории. Насколько плох или хорош этот фильм - у каждого, как всегда, сложится своё мнение. Но меня после просмотра по-прежнему не покидает ощущение, что он снят не просто с исторической дистанции, а с отстранённостью московского интеллигента. 

Так и представляешь себе, как господин Кончаловский летним вечером сидит на веранде своей дачи и беседует о вере и безверии (например) с господином Кантором (допустим). Беседа идёт отлично под тёплую шарлотку и чёрный чай с коньяком.. И жена тут рядом - молодая, хозяйственная, с красивыми острыми коленями.. день клонится к закату, и беседовать приятно и безопасно, и где-то здесь начинается...