Все записи
12:40  /  12.03.17

8398просмотров

"Ошибка выжившего" или почему у нас не получается скопировать чужой успех

+T -
Поделиться:

Форумы и конфренции, на которых звезды бизнеса делятся "секретами" своего успеха, каждый месяц собирают тысячи деловых людей. Кажется очевидным, что, если разобрать по винтикам историю успешного человека или компании и повторить сработавшие у них методики, то и у вас все получится не хуже. Но это - заблуждение.   

К огромному сожалению, книги, тренинги и выступления успешных людей почти бесполезны. Пытаясь смоделировать свою жизнь или бизнес на основе чужих правил, мы совершаем "ошибку выжившего" - опираемся на наименее значимую информацию и игнорируем то, что на самом деле критично.

Сам термин принадлежит математику Абрахаму Вальду. Изначально он был применен к повреждениям самолетов союзников во время Второй мировой войны. Они возвращались на аэродромы с похожими повреждениями крыльев, фюзеляжа и пр., и генералы логично командовал дополнительно укреплять эти зоны. Вальд первым понял, что это логическая ловушка, ведь самолеты с этими повреждениями - ВЫЖИВАЛИ. Пробоины в этих зонах не были критичны для полета, а погибали машины с повреждениями в других зонах - двигателя, кабины и пр. И именно их и следовало укреплять.

Что мешало военным сделать этот простой вывод самостоятельно? Все было просто - погибшие самолеты оставались на поле боя, и соответственно выпадали из анализа.  

"Ошибка выжившего" - принцип, который применим для любой сферы жизни, и в особенности для бизнеса. "Выжившие" - это те, кто добился максимального успеха в своем деле. Они медийны, привлекают всеобщее внимание, их хочется слушать или читать. Но все они - вернулись на свои аэродромы. Изучать и копировать их сильные стороны - все равно что изучать выжившие самолеты.     

Для достижения успеха нам невероятно важно понимать, какие действия и стратегии не сработали у неудачников. Знать и не повторять ошибки, которые могут привести к катастрофе, - гораздо важнее, чем слепо гнаться за лидерами. Проблема в том, что проигравшие не пишут мемуары, и не привлекают внимание журналистов. Они - в "слепой зоне", и информацию придется собирать по крупицам.

Значит ли это, что опыт чужого успеха абсолютно бесполезен? Скорее нет, просто нужно четче формулировать задачу. Всем нам приятно, когда врач или финансовый консультант успешен и известен в свой области, и, конечно, мы стремимся решать свои задачи именно с их помощью. Но мы получаем от них конкретный результат, и не пытаемся им подражать.      

Несмотря на то, что принцип Абрахама Вальда известен уже более 60 лет, мы прискорбно мало используем его в работе - ведь гораздо проще держать перед глазами успехи Apple или Facebook, чем пытаться понять, что пошло не так у десятков тысяч их конкурентов. Но истинный успех приходит именно тогда, когда ты начинаешь смотреть фактам в лицо, и учиться на чужих неудачах.

Означает ли это, что теперь можно экономить время и деньги на тренингах или бизнес конференциях? Да в общем-то нет, ведь там завязываются полезные связи. Кроме того, любому успешному человеку требуется постоянная подпитка мотивацией, и кто как не лидеры в своих областях может ее дать.

Но пытаться слепо копировать чужой путь - неработающая стратегия. Путь у каждого свой, и пройти по нему придется самостоятельно.