Все записи
12:40  /  24.10.17

5526просмотров

Дневники учителя: женская смелость и имена числительные

+T -
Поделиться:

Have a nice day

«Have a nice day!» — прощаясь вчера в конце урока, пожелал мне в скайпе мой американский ученик, и это было так трогательно, что я даже не стал ему объяснять, что мой day, если честно, был не nice, но зато, слава богу, подходит к концу: двенадцатый час ночи на дворе.

 

Женская смелость

Ученица принесла десять предложений со словарными словами: восемь — правильных, прямых, скучных, и два — кривых, странных и весёлых. Вот эти вот последние я всегда беру и, пригладив аккуратно, убираю в свой старушечий дневник:

1. «Сегодня я одену платье, колготки, туфли и осмелюсь одеть бант».

Вот что мне нравится в этом предложении? Не одеть-надеть, конечно, тема уже оскомину набила, ну поправили и пошли, говорить-то не о чем. Нет. Мне тут нравится этот решительный глагол в конце. Осмелюсь! «А что, — говорю, — милая, чтобы надеть бантик, надо осмелиться, да?» Мама девочки, услышав мой вопрос, прямо на уроке, перед камерой, надевает девочке на голову бант, и, знаете, да, такую вещь каждый день надевать не станешь, такой он пышный, белый, театральный, как торт с воздушным, взбитым кремом, что для него нужен и повод особый, и настроение, и, разумеется, некоторая женская смелость, трусишки такую красоту никогда не наденут.

2. «Моя бабушка — это мой предок, она живёт уже очень много».

А здесь мне нравится вообще всё — и эта ученическая твёрдость определений в начале (моя бабушка — это не мой дедушка, моя бабушка — это не мой потомок, моя бабушка — это мой предок), и это лексическое смещение в конце (она не старенькая, она не живёт давно, она не живёт долго, а вот именно так: она живёт уже очень много), и эта слабая, призрачная, неочевидная связь между первой частью и второй (бабушка предок, потому что она уже давно живёт? или бабушка предок и она поэтому давно живёт? или? или? или?). Сокровище, а не предложение!

Вот скоро вообще все задания отменю — к чёрту учебники и упражнения, — будут только с утра до ночи сочинять мне предложения.

 

Имена числительные

Подошёл на вокзале грязный, наглый, неопрятный — такой, какой и должен быть, — алкаш: «Пятьюдесятью рублями не поможешь?» Пятьюдесятью рублями я ему помочь не смог — не ношу с собой наличных, — но склонением имён числительных, разумеется, восхитился. Кто знает, попроси он помочь семьюстами шестьюдесятью восемью рублями, я, может быть, и не устоял бы: сходил бы в банкомат да снял.

 

Вопрос

Сижу в фойе театра перед спектаклем, преподаю американскому ученику русский язык по скайпу. Делаем с мальчиком упражнение по образцу.

Образец: У вас есть друг? — Конечно, у меня есть друг. У меня очень хороший друг.

Надо утвердительно ответить на вопрос, а потом добавить одну какую-нибудь деталь в виде прилагательного. Всё просто. Проще только не учить русский язык совсем.

«Понятно?» — «Yes». — «Отлично, пробуем тогда. У него есть работа?» — «Конечно, у него есть работа. У него очень интересный работа». — «Молодец. Только не интересный, а интересная. Feminine». — «Интересная работа». — «Хорошо. У неё есть парень?» — «Конечно, у него есть парень» — «У неё». — «Конечно, у неё есть парень. У неё очень красивый парень». — «Хорошо. У тебя есть преподаватель?» — «Конечно, у меня есть преподаватель. У меня очень умный преподаватель». — «Здорово как! Это про меня?»

Услышав вопрос, мальчик застывает и так долго смотрит в камеру — специальным, вроде и не осуждающим, но отчётливо брезгливым взглядом, — что мне приходится отступить:

«Ладно-ладно, я пошутил. Поехали дальше. У него есть дедушка?»

 

Маленькие писатели

Учитель наконец дошёл до ручки и отменил все домашние упражнения. Отныне все мои ученики от мала до велика только и делают дома, что сочиняют короткие тексты — переспрашивают с опаской: опять текст? вы уверены? зачем? — но послушно сочиняют. Тема свободная, пиши про что хочешь. Лишь бы было интересно. Даже на словарные слова я уже плюнул, бери любые слова, какие хочешь, их в твоём распоряжении десятки тысяч. На уроке мы эти тексты читаем вслух, исправляем грамматические и пунктуационные ошибки, а иногда, если без этого не обойтись, правим чуточку и стиль. Прошлая неделя подарила мне три текста. Делюсь.

Саша:

Моей младшей сестре десять лет. Она сообразительная, милая, общительная. Её зовут Арина. Мы с ней часто разговариваем о чём-нибудь интересном. Арина во время этих разговоров может сказать что-нибудь странное, совершенно не относящееся к теме — притом слушая наш разговор очень внимательно, кивая головой. Мама в таких случаях говорит: «Слышу звон, да не знаю, где он». Но я думаю, что Арина просто очень талантливая, она как бы живёт на своей особенной планете, со своими особенными мыслями. И именно этим она мне нравится!

Вера:

Эта история произошла много лет назад. В поисках сокровищ морская экспедиция отправилась в двадцатидневное путешествие на необитаемый остров. Исследователи преодолевали путь на большом корабле. За время странствий произошло много странных вещей. По пути к острову морякам встречались удивительные морские обитатели. Океан был неспокоен, погода ветреная. Днём люди были заняты на палубе, а вечера проводили в уютных каютах. Главной целью путешествия было отыскать изумрудный амулет, обладающий необыкновенной силой племени инков. После долгого плавания моряки добрались наконец до острова. Лианы оплетали их ноги, и им было трудно пробираться в глубь джунглей. Вскоре перед ними открылась древняя пещера, и они увидели этот самый амулет в лапах гигантской и очень мерзкой сороконожки. Больше об этой экспедиции никто и ничего не слышал.

Миша:

Однажды вечером я играл на скрипке и подумал: а может быть, мне сочинить мелодию? Я приступил к делу немедленно. Сначала я использовал три пальца, потом четыре. Пятый палец я не использовал совсем, потому что он держит инструмент. В конце концов получилась мелодия. Я решил записать её нотами. Вообще, мне не нравится писать ноты, а тут вдруг захотелось, и я это сделал. Я сыграл мелодию маме. Я бы и папе её сыграл, но его не было дома. Во время концерта для мамы я думал о Второй мировой войне. Я так и назвал свою мелодию: «Вторая мировая война». В начале она грустная, потому что началась война, а в конце весёлая, потому что война кончилась. Маме очень понравилось! Наверное, мне нужно стать композитором?

Мне кажется, всем троим нужно будет стать однажды писателями. А может, и нет, может, и не нужно. Только я от них уже, ясное дело, не отстану. Задал к следующей неделе ещё три текста.