Все записи
12:57  /  25.09.18

942просмотра

Дневники учителя: голубцы, супервайзор и сиблинги

+T -
Поделиться:

Синонимы

Ярославский вокзал, утренняя электричка, перед турникетом мальчик лет шести или семи: «Мама! Мама, скажи ему, почему он меня всё время ПРОВОЦИРУЕТ?!» — и мама в ответ, обращаясь к другому (второму) мальчику, младше первого года на два: «Никита! Перестань! Не ПРОВОЦИРУЙ его!» Задирать, подстрекать, приставать, обижать, дразнить, раззадоривать, обзывать, лезть, подзуживать, злить, трогать, бесить... Всех этих слов больше не существует.

 

Не вовремя

«Что у тебя нового?» — спрашиваю мальчика, который забыл, как выяснилось, про наш урок — думал, что завтра, а он, сволочь, сегодня, будь они неладны, все на свете уроки. «Новое у меня то, что у нас сейчас гости, играют наверху». — «А к кому гости? К тебе или к сестре?» — «Ко мне». — «То есть я совсем не вовремя, да?» — «Да». Стало неловко, по-настоящему стыдно, но урок я, разумеется, всё же продолжил — притворился человеком без совести и сердца.

 

Супервайзор и сиблинги

Под давешней заметкой, где я вздыхаю о замене русских синонимов — сдобных, домашних, тёплых слов — замороженными англицизмами (провоцировать вместо подначивать, подзуживать, раззадоривать, подстрекать и т. д.), пришёл комментарий:

«Они просто оценочные в неуместной для решения ситуации форме. Что задирать, что подначивать — для супервайзора это почти одно и то же, в особенности если нет кодекса, фиксирующего ответственность за сорта провокаций в зависимости от. Злить и обижать, к примеру, вообще нет смысла в ситуации, требующей немедленного решения между сиблингами, употреблять, это где-то вечером, перед сном, или на очной ставке...»

Э-э-э... Супервайзор и сиблинги... Ну, знаете, тут комментировать — только портить... Я лишь замечу, что более наглядного рисунка к моей мысли (цена: 2 коп.) и представить себе было нельзя. Так и запишем. Так и оставим.

 

Ыыы!

«Спасибо вам за первые два урока! Люка сначала очень стеснялся и был скован, но теперь проникся вашим тёплым и доброжелательным отношением и ждёт следующего урока». Ответить, разумеется, хотелось вот так: «Ы-ы-ы!!! Да!!! Я такой!!!» Но я сдержался. Я ж типа взрослый — и хвалу и клевету приемлю равнодушно. «Спасибо большое на добром слове!» Так написал. Но внутри, конечно: «Ы-ы-ы!!! Спасибо!!! Так приятно, что вы заметили, что я такой классный!!!»

 

Сориентирован?

Меня сейчас в банке спросили, «сориентирован ли я по условиям кредитной карты». Боже, почему все эти молодые, красивые, милые люди говорят на этом странном наречии?

 

Голубцы

Пушкино. Утро. Восемь часов пятнадцать минут. Четверо мужиков в грязных спецовках идут по мокрой улице в сторону станции. Навстречу им, угловато и нервно, точно на казнь, бредут школьники с пудовыми сумками. «Слышь, Серёг?» — кричит один из мужиков, со спины не разобрать, который из них. «Чё?» — «Смотрю я на этих студентов, и хочется им крикнуть: учитесь, голубцы!» Все четверо молчат. Потом — спустя секунду — резкий ответ: «Какие на**й голубцы?» — «А-ха-ха!» — «Б*я!» — «Голубцы!» — «Сказанул, ё**а!» — «Лучше б молчал!» Все четверо смеются. Всем четверым весело и хорошо. Только дети, не оборачиваясь, не слушая и не смотря, словно ничего нет в мире, кроме их сонной тоски, угловато и нервно, точно на казнь, бредут в школу на первый урок.

 

Петя

Задание в учебнике:

«Нужно обогащать свою речь синонимами, чтобы не повторяться в тексте, употребляя несколько раз какое-либо слово, понятие, имя героя или автора.

Сравни:

У меня была овчарка Дана. Дана была моим лучшем другом. Дана встречала меня из школы и провожала домой. —> У меня была овчарка Дана. Она была моим лучшим другом. Собака встречала меня из школы и провожала домой.

Замени синонимами повторяющиеся слова в следующем тексте:

Заяц бежал по лесу. Заяц увидел большой пень и принял его за волка. Заяц бросился наутёк. Заяц скоро понял, что ошибся, и остановился».

Миша выполнил дома задание:

«Заяц бежал по лесу. Он увидел пень и принял его за волка. Петя бросился наутёк. Скоро животное поняло, что ошивлось, и остановилось».

Я, как первосортный зануда, отмечаю, разумеется, что пень в оригинале был большой, а в редактуре вдруг похудел, что в слове «ошиблось» буква «б» заболела и стала выглядеть как «в» и что смешной, милый, трусливый зайчонок с переходом из мужского рода в неживой средний утратил обаяние, опустился из героя истории в скучное животное... «ну и главный вопрос... Миша, скажи, пожалуйста, кто такой Петя?» — спрашиваю я, предчувствуя, впрочем, строгий ответ, и в самом деле мальчик отвечает удивлённо и сухо: «заяц».

Пдыщ!

Собственно, именно это я боялся (и хотел) услышать.Я испытываю очень, просто очень сильное желание свалиться под стол и начать ржать, но преодолеваю его и продолжаю урок. Я не могу ржать, я первосортный зануда. Я должен терпеливо объяснить ребёнку, что, даже если зайца зовут ПЕТРОМ, это не может выясниться вот так, вдруг, в середине истории. Как? Как это объяснить?

...

Я попытался... Видит бог, что я попытался.

Другие тексты автора — на странице в фейсбуке.