Все записи
17:57  /  10.10.18

468просмотров

Дневники учителя: сюрприз, страна губ и мёртвое болото

+T -
Поделиться:

Понимаешь?

«Федя, вот букву ты вставил, а значение понимаешь?» — «Конечно, понимаю!» — «Расскажи, пожалуйста. Что это значит? “Совестливый”? Ну вот, допустим, совестливый человек — это какой?» — «Это человек с мощной совестью!» Да, действительно, понимает.

 

Мёртвое болото

Господи. Научил на свою голову. А они теперь, знаете, всё пишут и пишут. Поспевай только печатать в фейсбук.

Миша, мой московский подопечный десяти лет, принёс вторую часть «Дневников Волкодава». Слушайте, вы можете встать теперь все в длинную очередь и каждый, друг за дружкой, громко сказать — это пересказ Варкрафта, или Скайлайна, или Чёрта лысого пересказ, — но моего восторга это не отменит уже никогда.

Мне совершенно не важно, сочиняет он в тексте свой собственный мир или пересказывает известный чужой.

Так или иначе, он создает его вновь, с помощью слов, сложенных вместе особенным образом. Тысяча людей может рассказать вам одну и ту же историю, и каждый это сделает абсолютно по-своему. Бездарно, пошло, хорошо, нудно, гениально, смешно, грустно, никчёмно... Вариантов будет ровно одна тысяча. Мне нравится вариант моего ученика. Откуда бы ни взялся этот сюжет, ребёнок распоряжается им очень неплохо. 

«Конечно, я черпаю вдохновение из игр, — сказал он мне сегодня, — но в этом же нет ведь ничего страшного?»

Вы это слышите? Он черпает, понимаете? Ему десять лет, и он черпает вдохновение! Как это может быть страшно? Страшно может быть только одно: если он решит вдруг перестать черпать!

Мне нравится, как он соединяет слова, как чередует ритм, как ловко и бодро крутит регистр: было длинно, тягуче, а потом раз — и выход из стиля — чуть не сожрали по пути птицы.

Это всё круто, это всё видно.

А как он волновался на уроке... Пока проверяли другую домашку, нервно тёр руки и быстро кивал, ну да, орфография, ну да, пунктуация, ох, давайте скорее читать уже текст, я не могу больше, ну сколько ещё там осталось этой вашей фигни, я вам текст написал, а вы тут дурацкие падежи-роды...

«Я только, если честно, очень сильно волнуюсь, — сказал он, когда я наконец открыл текст. — Я очень волнуюсь, а вдруг в этот раз у меня не получилось?»

Знаете, что это такое? Это волнение Автора!

Я, в общем, в восторге от своего ученика, и вам советую делать ровно то же самое.

ДНЕВНИК ВОЛКОДАВА

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

МЁРТВОЕ БОЛОТО

ДЕНЬ 1

В поисках ответа на вопрос, что значит этот знак, я отправился в городскую библиотеку. Там я провозился больше двух часов, но ничего не нашёл. Уже было отчаявшись, я заметил на верхней полке книгу с тем самым символом «К». «Неужели это оно?» — подумал я и устремился к книге. Большая часть страниц пришла в негодность, но кое-что мне всё-таки удалось выудить: «Девочка, что была изгнана, найдёт прибежище на болоте, и если её никто не остановит, городские ворота могут не выдержать...» Хоть я и не понял, о ком идёт речь, до меня дошло: моя следующая цель — болото.

ДЕНЬ 2

Прежде чем пойти на болото, я решил зайти к моему старому знакомому Шоу, командиру в отставке, прекрасному стратегу и владельцу старой ручной пушки. Он мне сказал, что, куда бы я ни отправился, он всегда со мной. Мы собрали вещи и выступили в путь.

ДЕНЬ 3

Мы выехали на рассвете и потратили на дорогу около пяти часов. Всё было тихо, но иногда из глубин леса доносились волчий вой и людские крики. Для нас это обычное дело. По дороге нас пару раз хотел сожрать коршун. В первый раз Шоу отпугнул его саблей, а во второй — я попал ему стрелой между глаз. Солнце садилось, когда мы заметили болотные огоньки. Мы побоялись продолжить путь ночью, поэтому расставили ловушки и легли спать.

ДЕНЬ 4

Наутро мы выдвинулись на болото. Там, как и в лесу, росло очень много деревьев, а среди корней можно было найти человеческие (или нет?) скелеты. А ещё там была маленькая хижина, куда мы и отправились. В ней не было ничего интересного, кроме стола, на котором лежали какие-то травы, колбочки и книга заклинаний. Живший здесь явно увлекался чёрной магией. Мы вышли из хижины, как вдруг под ногами что-то забулькало. Через секунду из трясины вылезло двухметровое чудище. Я схватил арбалет и выстрелил, но ему было абсолютно плевать на мои стрелы. Потом я попытался разрубить его саблей, но и это не помогло. Все раны на его теле быстро затягивались. В итоге Шоу выпалил из ручной пушки, и это сработало. Я спросил полумёртвое... эмм... существо, о ком идёт речь в книге с буквой «К» на обложке. Монстр ответил, что «была девочка, которую изгнали из города за чёрную магию, и она нашла прибежище на болоте. Но после того как сюда заявились солдаты Седогрива, она ушла ещё глубже в лес и поклялась отомстить. В лесу её называют Каргой». Мы видели, насколько был силён этот оборотень, и на всех парах помчались во дворец.

ДЕНЬ 5

Мы рассказали Седогриву о намерениях Карги, и он приказал в два раза усилить разведку и обыскать весь лес, чтобы найти её. Мы понимали, что город готовится к войне, а значит, и нам придётся подготовиться...

 

Сюрприз

Алёна, моя семиклассница, пишет:

«Витя бежал по лестнице, не смотря под ноги, поэтому падение прямо на голову директрисы не оказалось для него сюрпризом».

Я уже говорил, что набрал классных учеников?

 

Первое сентября

Задание в рабочей тетради по русскому языку: «Напиши, как в твоей школе проходит первый день сентября». Отвечает Марго, моя новая ученица, третий класс московской общеобразовательной школы: «Шумно, и скушно, и хочется домой».

 

Обмен энергией

Дорогие родители — правда дорогие, я искренне восхищаюсь всеми родителями своих учеников, всеми, кто взял на себя смелость и труд вырастить в этом мире нового Homo sapiens, кормить его, одевать, обувать, учить и воспитывать, а ещё много, до последней капли, любить, и бояться за него, волноваться, трястись... я не знаю, как вы справляетесь хотя бы с половиной этого... — дорогие, прекрасные, чудесные родители, отправляя вашего ребёнка на дополнительные шестьдесят минут русского в неделю (особенно это касается российских детей, которых с семи лет уже дрючат «жи», «ши» писать с «и»), обязательно спросите его, хочет ли он этого. Точнее, так... Выясните, пожалуйста, насколько сильно ваш ребёнок этого не хочет. Потому что если он не хочет совсем, вообще — ну не буду, и всё, — то он не будет, поверьте мне на слово. Я не волшебник, я только учусь. Скорее всего, мы всё равно попрощаемся с вами в ближайшее время, потому что нормальный урок — это обмен энергией, а в обмене участвуют как минимум двое. Я могу давать долго, я могу накачивать не раз и не два, и делаю это почти что каждый урок, но если по ту сторону ничего не горит, то это рано или поздно превратится в мучение. Для обоих. А это плохо, понимаете?.. Это очень-очень плохо и очень-очень вредно. Урок должен быть в радость. Иначе зачем?

Страна губ

Пятый и последний мой на сегодня урок заканчивался так: «Тимур, потерпи, пожалуйста, ещё две минутки, мы скоро закончим, вот дочитаем это упражнение, и я тебя отпущу. Прочитай, пожалуйста, первый абзац. На верху страницы. Упражнение номер три. Нашёл? Да. Пожалуйста. Читай». — «Уст-на-я речь — э-то речь, ко-то-рую мы слы-шим и-ли про-из-но-сим. Сло-во “уст-на-я” об-ра-зо-ва-лось от сло-ва “ус-та”: ус-та-ми на-зы-ва-ли в ста-ри-ну гу-бы». — «Понятно, Тимур?» — «Да». — «Отлично. Расскажи, пожалуйста, что ты понял из этого абзаца, про что там написано?» — «Про страну губ?»

Другие тексты автора — на странице в фейсбуке