Все записи
10:25  /  16.04.17

962просмотра

Дорога в Эммаус

+T -
Поделиться:

В Евангелии от Луки есть одно описание встречи со Христом, которое я люблю перечитывать.

Шли двое из Иерусалима в Эммаус. Когда-то это селение было центром топархии долины Аялон, но римляне опустошили его, и оно превратилось в небольшую деревушку. Поэтому неясно, зачем этим двоим понадобилось идти туда из столицы во время празднования Песаха, тем более что для них великий праздник был омрачен большой скорбью.

Возможно, шли рассказать другим ученикам о том, какая беда постигла их любимого Равви. О том, что Его приговорили к позорной языческой казни. О том, что Он умер от разрыва сердца задолго до тяжкого срока, рассчитанного устроителями этой ужасной экзекуции. Умер, терзаемый муками, которые были страшнее, чем само распятие.   

Может быть, они бежали от репрессий Синедриона, боясь разделить участь своего Учителя. Но Евангелист Лука ничего не пишет о причине их длинного пешего пути. Это не кажется ему важным. И всего одного из них он называет по имени. Какая разница, кто остался в Иерусалиме, кто отправился в Эммаус, в Хеврон или Кесарию – все бывшие ученики вели те же разговоры, что и эти путники.

Конечно, они говорили о Равви. Оплакивали горе потери, роптали на «попов» - Синедрион, который провернул заказной судебный процесс, прошедший с нарушением всех существовавших тогда законов. Но было в их словах и разочарование иного рода.

Когда они входили в ворота столицы и распевали осанну, триумфальные мысли кружили им голову. Они рассчитывали на политическую победу своего оппозиционного лидера. Они надеялись, что Иисус возглавит мятеж и свергнет ненавистную римскую власть и купленное священство, даст долгожданную свободу народу иудейскому.  Некоторые из них рассчитывали получить власть и уже делили между собой министерские портфели, ревниво переглядывались: «Кто его любимчик? Кто займет место одесную Равви?»

Но к их страшному изумлению Пилат отпустил другого революционера, более радикального и кровавого мятежника Варавву, а Иисуса осудил на смерть.

А ведь столько было совпадений с древними пророчествами, столько сверхъестественных способностей показал Иисус, такую мудрость и глубокое знание Писания Он явил! Все поклонники Равви твердо верили, что именно Ему суждено избавить Израиля. И все напрасно!

Так толковали они, пока не увидели ещё одного странника. Они не заметили, когда он увязался за ними, и испугались, не успел ли он услышать чего-то лишнего. Меж тем странник с явным любопытством вглядывался в их лица.

- О чем это вы рассуждаете между собой и отчего вы печальны? – спросил Он.

Странник показался им безобидным, и они рассказали ему все, что занимало их сердца весь этот тяжелый день пути. Его ответ удивил их:

- Не так ли надлежало пострадать Христу и войти во Славу Свою?

«И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем в Писании». Но путники узнали своего Учителя гораздо позже, в Эммаусе, когда Он разделил с ними вечернюю трапезу.

Любопытно, что в Евангелиях есть как минимум три подобных эпизода, в которых ученики не сразу узнают Иисуса. Если бы авторы Благой Вести хотели обмануть, вряд ли они стали упоминать эти странные явления неузнавания. Это сделало бы рассказ о Воскресении менее достоверным – вдруг ученики приняли другого человека за воскресшего Христа. Но все эпизоды оставлены в тексте.

Так почему же они не узнавали Иисуса?  Возможно, воскресший Христос выглядел несколько иначе, чем «земной» Иисус, – Он стал Существом новой природы. Или они, наконец, увидели Его истинный облик. Ведь за все время общения с Ним, им так и не удалось до конца постичь, Кто перед ними. Он казался таким же, как они: делил с ними пищу и кров, также жаждал, уставал, шутил, гневался. Даже Иоанн Предтеча на пороге своей смерти усомнился и послал своих учеников к Иисусу спросить: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?», а ведь он крестил Его.

И миссия Его на земле была неизмеримо больше, чем просто мятеж против римлян. Божий замысел оказался выше всех самых отчаянных надежд Его народа.

Мы похожи на покинутых учеников Иисуса в те трудные дни после Его распятия. Разочарованные, обездоленные, разорённые жизненными неудачами. Мы ждём от Бога благополучия и мира в нашем человеческом понимании, и досадуем, что это нам не даётся. Каждый из нас идёт по дороге в Эммаус со своими мрачными мыслями о даром прожитой жизни, не подозревая, что где-то на этом нудном скорбном пути нас уже ждёт тот самый странник – воскресший Христос.