Все записи
15:16  /  7.11.16

2059просмотров

"Не от мира сего" как неудачное оправдание христианского пофигизма

+T -
Поделиться:

Христиане мне снова и снова говорят, цитируя одни и те же слова, что они «не от мира сего», а потому несправедливость в окружающем мире их не касается:  

- Пускай кого-то пытают, кто-то замерзает под твоим домом, пенсии отнимают, богатые богатеют, денег и лекарств нет, а мы держимся, за одиночные пикеты сажают, социальная несправедливость, политика, экономика. Вся эта мышиная возня нам, верующим, по барабану. Разве не ясно сказано: Царство Мое не от мира сего? Важно только духовное. Молитва, таинства, богослужение, очищение души – и последующее спасение…

И расхожее выражение «не от мира сего» льет воду на эту дурацкую мельницу.

 

Нет. Это, о друзья, злая карикатура на мысль Нового Завета и кривое прочтение смысла слов Иоанна 18 (приведена в контексте в самом внизу).

 

1. Ближайший контекст. Это был очень даже политический разговор, допрос у Пилата, который решает о вопрос о мере наказания и скоро вынесет смертный приговор невинному, как он считает, человеку. И разговоры там все время около царя и кесаря.

Тут Пилату нужен четкий ответ: да - нет. «Считаешь ли ты, Иисус, себя царем территории, которой я управляю по повелению кесаря? претендуешь на нее?» Положительный ответ означал бы, что это бунтовщик, которого следует казнить – и учеников переловить тоже.

И тогда слова «не от мира сего» (и дальше) значат: «Если ты, Пилат, спрашиваешь о вооруженном восстании и захвате власти, таких планов у моего движения не было и не будет». Продолжение стиха 36 это, собственно, и расшифровывает: Если бы от мира сего было Царство Мое, служители Мои боролись бы за то, чтобы Я не был предан Иудеям. Теперь же Царство Мое не отсюда.

 

2. Греческий язык: Ἡ βασιλεία ἡ ἐμὴ οὐκ ἔστιν ἐκ τοῦ κόσμου τούτου· - тут предлог ἐκ, "от (мира)", чаще переводимый как из, говорит о происхождении. Краткий словарь говорит о таких значениях: движения изнутри наружу, происхождения, источника, отделения, выделения, причины, средства, состава: из, от, с.

Это странное «царствование» (так вернее перевести Царство) не исходит, не растет из этого мира: из власти, силы, войны, денег, решения кесаря или, если хотите, демократических выборов и борьбы партий. Оно непохоже на Pax Romana, держащийся на силе легионов.

Но это не делает его несоприкасающейся реальностью, оно для мира (там уже в следующем стихе Иисус говорит, что он пришел в мир) и внутри этого мира.

Так кто-то мог бы сказать: «Я [родом] не от/из Москвы, но буду работать именно в Москве».

 

3. И наконец, есть широкий контекст этого Евангелия, новозаветной литературы и иудейской литературы около первого века. Эти авторы бы возмутились, если бы им сказали, что Царствование Бога не действует в этом мире или не имеет к нему отношения. Оно вполне реально существует на земле и его подданные сталкиваются со вполне реальными последствиями. Начиная с гонений. Но эта борьба ведется не по законам мира, где побеждает сильнейший и наглейший. Оно все-таки есть именно ради этого мира. Христиане, в конце концов, ежедневно молятся о приходе Царства на землю.

Так что лучше не использовать этот текст Евангелия для аргументов типа: духовным такая ерунда, как жизнь этого мира, до лампочки.

 

 

Иоанн 18:

33 Тогда Пилат вошел снова в преторию и призвал Иисуса и сказал Ему: Ты - Царь Иудейский? 34 Ответил Иисус: от себя ли ты это говоришь, или другие сказали тебе о Мне? 35 Ответил Пилат: разве я Иудей? Народ Твой и первосвященники предали Тебя мне. Что Ты сделал? 36 Ответил Иисус: Царство Мое не от мира сего. Если бы от мира сего было Царство Мое, служители Мои боролись бы за то, чтобы Я не был предан Иудеям. Теперь же Царство Мое не отсюда. 37 Сказал Ему тогда Пилат: значит. Ты, всё-таки. Царь? Ответил Иисус; ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слушает Моего голоса. 38 Говорит Ему Пилат: что есть истина?

Комментировать Всего 2 комментария

Те, кто о себе так говорят, в лучшем варианте находят "врзвышенное" оправдание своему безразличию к делам мирским, а в худшем - исполнены гордыни.

Конечно. Плюс такое прочтение нравится любым властям - им церкви тогда не мешают делать то, что они хотят.

Но также я знаю многих (вполне достойных) людей, которые верят, что это (конечно, это только часть цельной картины "улета") верное понимание, потому что их так учили. Хотя именно эти слова должны бы делать оппозиционером к окружающим ценностям.