Все записи
09:35  /  3.07.20

976просмотров

Социальный лифт для Тани

+T -
Поделиться:

Фото: Екатерина Резвая для ТД

Таня хочет быть врачом. Дни напролет зубрит химию и биологию, готовится к экзаменам в мединститут. Это ее шанс запрыгнуть в социальный лифт и не повторить путь своих горе-родителей. Вот только попасть в этот лифт выпускникам детских домов без посторонней помощи практически невозможно

Неделю назад Таня защитила диплом в медицинском колледже в Кимрах. Теперь она медсестра. Всю весну студенты ждали, что их привлекут на помощь медикам в ковидных отделениях. Но в Тверской области обошлись без мобилизации студентов. А через две недели у Тани самый главный экзамен на пути к мечте — ЕГЭ по химии и биологии.

Таня очень хочет стать врачом. Кардиохирургом, реаниматологом или гинекологом. Если бы еще несколько лет назад девочке в Калязинском детском доме сказали, что она замахнется на поступление в медицинский вуз, она бы не поверила. Так не бывает.

Выпускникам сиротских учреждений предлагают стандартное будущее — стать швеей, поваром, парикмахером, механиком, строителем или в лучшем случае воспитателем детского сада. Скудный набор специальностей в провинциальных колледжах и невысокий уровень знаний после школы другого выбора просто не оставляют. Даже в самом хорошем детском доме ребенку не могут предоставить индивидуальное обучение и оплатить репетиторов. Сложно с настоящей, а не формальной профориентацией. Пробелы в знаниях и отсутствие веры в себя мешают даже просто попробовать сделать шаг в сторону.

Повезло

Татьяне 21 год. У нее большие серые глаза, русые волосы и открытая обаятельная улыбка. История ее недолгой пока жизни — простая, страшная и до боли типичная для России. Таня родилась в Торжке. Была самой младшей из пяти детей непутевых Соловьевых. Детство свое помнит плохо, а то, что помнит, и рассказывать не хочет. Родители выпивали. За детьми не следили.

Таня. Фото: Екатерина Резвая для ТД

Было голодно, холодно и неприкаянно. Когда местным соцслужбам надоело вести воспитательные беседы с родителями, троих младших сначала забрали в приют, а потом отправили в Калязинский детский дом. Тане тогда едва исполнилось шесть лет. Лишение прав родители не оспаривали. За детей не боролись. Таня помнит, что родная мама приезжала раз или два, когда ей было лет девять. А после ни разу не появлялась. И хотя родители живы и сейчас, отношений с ними она не поддерживает. Со старшими детьми, выросшими при родителях, общается нечасто — так, поздравляют друг друга с праздниками…

Жизнь у старших складывается не очень. Тане кажется, что им, младшим, попавшим в детский дом, повезло. Появились перспективы и шанс прожить жизнь иначе, чем повторить путь кровных родителей. Мамой и папой Таня называет родителей приемных. Ее взяли под опеку в восемь лет. И часть детства она росла в благополучной любящей семье. Правда, переходный возраст дался ей непросто. Она бунтовала, конфликтовала с приемной семьей и в 13 лет сбежала в детский дом. И только оказавшись там снова, смогла оценить все, что дала ей семья. Обратно она вернулась спустя три года, уже в выпускном классе.

Тане учеба в школе давалась легко. Говорит, что всегда была в тройке лучших. Ее уважали, просили списать и объяснить непонятное. Но когда пришло время выбирать будущую специальность и место учебы, всего этого оказалось недостаточно.

Страшно мечтать

Обычно будущим выпускникам в детских домах дают перечень специальностей, доступных в ближайших колледжах. Список не меняется десятилетиями: маляр, повар, швея, механик. У Тани был вариант пойти учиться в Калязинский педагогический колледж на учителя младших классов или воспитателя детского сада. Но ей хотелось иного. Того, о чем поначалу и мечтать было страшно. «Мне всегда хотелось быть полезной, помогать всем. Сначала думала в МЧС пойти. А потом появилась мысль о профессии врача. Меня отговаривали: ты брезгливая, у тебя слабый иммунитет, с таким здоровьем во врачи не идут», — пересказывает те разговоры Таня. Но от своей идеи девочка решила не отказываться.

Таня. Фото: Екатерина Резвая для ТД

Таня. Фото: Екатерина Резвая для ТД

Приемная мама, экономист по профессии, призналась, что сама когда-то хотела быть врачом, но ее отговорили теми же доводами. Решение Тани подать документы в медицинский колледж в Кимрах на сестринское дело она всячески поддержала. Про мединститут тогда и мыслей ни у кого не было. На высшее образование после выпуска из детского дома замахиваются единицы. ЕГЭ бы сдать.

Выпускной класс у Тани совпал с довольно сложным периодом жизни. Таня вернулась в семью, перешла в новую школу — новые одноклассники, новые педагоги. Признает, что справлялась плохо. Учебу забросила. Даже в колледж ехала без настроения: опять новые люди, общежитие. Но учиться оказалось интересно. Таня взахлеб слушала лекции по введению в генетику, анатомии, патологии, ходила на практикумы. А практика в больнице убедила ее, что брезгливость работе не мешает. Главное — соблюдать элементарные правила защиты. К выпускному курсу Таня поняла, что очень хочет попробовать поступить в медицинский институт. Да, она готова работать медсестрой и, если не получится, осенью обязательно устроится в больницу. Но вдруг мечты сбудутся? Вот только на пути к мечте непреодолимым барьером вставали экзамены по химии и биологии.

Таня засела за школьные учебники. Осознала, что неплохо понимает сами предметы, но гигантские пробелы в школьной программе без посторонней помощи ей не одолеть. Образование — один из самых надежных социальных лифтов. Шанс переписать уже заготовленный сценарий и не повторить путь своих горе-родителей. Только попасть в этот лифт выпускнику детского дома без посторонней помощи практически невозможно. И откуда эту помощь взять?

Прыгнуть выше головы

Вы помните свой выпускной год перед поступлением в вуз? Я помню хорошо: бесконечные репетиторы, курсы, родительские нравоучения и душеспасительные беседы, когда собственная мотивация заканчивалась и хотелось бросить учебники и сбежать гулять. Без кнута, пряников и университетской училки по-английскому, считавшей венцом творения собственного кота, я вряд ли поступила бы в МГУ.

Таня. Фото: Екатерина Резвая для ТД

В семьях поступление ребенка в вуз — спецоперация, на которую бросаются все ресурсы: и финансовые, и воспитательные, и психологические. Дети в детских домах этого лишены. Они не верят в свои силы. У них в среднем ниже уровень знаний. Им трудно самим выбрать дело по душе и еще труднее идти к намеченной цели. У них нет папы, который даст денег на репетитора. И своих денег тоже нет. Танина социальная стипендия в колледже с надбавкой за хорошую учебу составляла 5,5-6 тысяч рублей. (надбавка всего 450 рублей). Как быть в такой ситуации?

В 2015 году благотворительный фонд «Арифметика добра» взялся за решение этой проблемы. Запустил образовательную онлайн-платформу «Шанс», чтобы помочь ученикам выпускных классов в детских домах и интернатах подтянуть школьные предметы, подготовиться к экзаменам и поступить в учебные заведения. Это индивидуальные занятия репетитора с ребенком.

В одиннадцатом классе в детском доме Таня занималась с педагогами «Арифметики» русским языком и математикой перед ЕГЭ. Но не думала, что преподаватели «Шанса» снова придут к ней на помощь. Ведь она уже совершеннолетняя, окончила школу и даже поступила в колледж. Тане в социальной сети написала координатор фонда и предложила помощь. Весь прошлый год Таня учила биологию. А в этом — по три раза в неделю с репетитором готовится к ЕГЭ по химии. Совмещать индивидуальные занятия с учебой в колледже и практикой в больнице было непросто.

Таня. Фото: Екатерина Резвая для ТД

Но Таня поставила цель и не собирается с нее сворачивать. «У меня не было возможности заниматься с репетитором за деньги. Но я понимала, что самостоятельно подготовиться к экзаменам невозможно. Мне так были нужны помощь и поддержка! Для меня занятия с репетиторами “Арифметики добра” бесценны», — признается Таня. Через две недели у нее экзамены. Она корпит над сложными заданиями и боится не оправдать надежд. В нее ведь столько людей поверили.

За пять лет фонд провел более 100 тысяч онлайн-уроков с воспитанниками детских домов в 31 регионе России. В течение всего учебного года преподаватели «Арифметики добра» проводят около 300 уроков ежедневно. Например, в прошлом году из всех девятиклассников проекта 68 процентов поступили в сузы, а 40 процентов из всех одиннадцатиклассников — в вузы.

Фонд «Нужна помощь» собирает деньги на оплату работы репетиторов, которые ежедневно проводят онлайн-уроки с воспитанниками детских домов и интернатов. Каждые ваши 100 рублей — эта чья-та путевка в жизнь. И каждое будущее — бесценно.

Сделать пожертвование
Собрано
Нужно

Перепост.