Все записи
21:52  /  21.11.17

3326просмотров

Интервью Ольги Дементьевой о рынке труда в стратегических коммуникациях

+T -
Поделиться:

Сколько зарабатывают лучшие пиарщики в нашей стране и много другого откровенного про деньги в области связей с общественностью. ТОП-10 самых влиятельных директоров PR-агентств по версии отраслевого хэдхантера. Как работодателю вычислить хорошего спеца и прокачать навыки штатного сотрудника. Пластика лица, нелюбовь к фитнесу, кольца у мужчин и другие неожиданные вещи, из-за которых могут не взять на работу. Почему редкая смена места работы считается признаком успешности? О секретах профессии PR рассказала Ольга Дементьева, основатель агентства HR4PR, один из ведущих российских экспертов по подбору топ-менеджмента в сфере стратегических коммуникаций и маркетинга.

Анна Воронина: Не будем тянуть – первый вопрос про деньги. Расскажи, наконец, сколько пиарщики зарабатывают в 2017 году?

Ольга Дементьева: PR-специалисты в крупных компаниях получают 50-75 тысяч рублей в месяц, то есть годовой доход в среднем – около 1 млн с бонусами максимум.

Руководители пресс-служб зарабатывают в среднем 3 млн в год, бонус – около 25%. В регионах базовый оклад – 1,5 млн в год, с бонусами – до 2 млн в год максимум. 

Что касается топ-менеджеров, то в среднем базовый оклад –8 млн в год, с бонусом – до 12 млн и выше. В среднем, бонус составляет 50% от годового дохода, также у большинства топ-менеджеров есть опционы.

Воронина: Это квартира в Москве за годЗа что такие деньги платятКакие задачи должен решать человек, претендующий на такой доход? 

Дементьева: На этом уровне приходится заниматься не только пиаром, часто обязанности включают GR (government relations, - прим. Сноб), IR (investor relations, - примноб) и всё чаще маркетинговые функции, а не только SMMправильнее называть таких специалистов стратегическими коммуникаторами. Кроме того, они управляют значительными бюджетами – сотни тысяч долларов на PR, а если маркетинговые коммуникации добавить, то это десятки миллионов долларов. К тому же, в подчинении у топов – от 20 до 300 человек, включая регионы. Огромная ответственность.

Воронина: А самый высокооплачиваемый пиарщик на рынке сколько зарабатывает?

Дементьева: Ты же сейчас не про Пескова спрашиваешь, я надеюсь! Насколько мне известно, на рынке были компенсации около $2 млн, было это при другом курсе доллара, правда.  

Воронина: В этом году бонусы и опционы уменьшились? 

Дементьева: Для удержания лучших эйчары придумывают разные виды краткосрочной и долгосрочной мотивации: фантомные опционы и LTI (Long-term incentives –долгосрочная программа премирования). Это когда сотрудник получает премию, если работает больше трех лет, например. Война за таланты, одним словом, продолжается. 

Воронина: А сколько зарабатывают PR-агентства? 

Дементьева: Лучшие российские агентства, насколько известно, показывают обороты в десятки миллионов долларов, а самые дорогие контракты могут достигать 250 – 350 млн рублей, по данным моей разведкиМеждународные агентства зарабатывают от $200 млн до $800 млн, в лидерах по оборотам в основном американские и французские агентства, Edelman, например.

Воронина: Расскажи про самые дорогие и сложные поиски, которые тебе приходилось выполнять.

Дементьева: Самые дорогие – международные поиски, когда предполагается переезд кандидата. Для международной спортивной организации выполняла поиск директора по глобальным коммуникациям, который переехал в Швейцарию. Рассматривали кандидатов из Швейцарии, Англии и России. Сейчас для другой организации рассматриваю кандидатов из Нью-Йорка и Англии. Стоимость таких поисков значительно выше локальных, может достигать $80K (несколько миллионов рублей) и выполняться до полугода. В этом году был поиск маркетолога в Китае, а для добывающей компаний привлекала PR-директора из Лондона. Кстати, самые сложные поиски как раз делала именно для добывающих и фармацевтических компаний, которым нужен был GR. Сложность поиска в том, что идентифицировать GR-профессионалов не так легко, их нет в соцсетях, их фото часто не найти в интернете, а вот встретиться лично с ними для обсуждения позиции – вообще сверхзадача, они закрытые и доверяют только «своим людям».   

Воронина: Поделись, как переманивать сотрудников? Как это вообще происходит?

Дементьева: Всё начинается с доверия и уважения – это залог успеха, если в двух словах. Назначать первую встречу с потенциальным кандидатом лучше вне офиса, можно на кофе пригласить, лучше обойтись без резюме и стрессовых вопросов. Можно спросить, как решить текущие задачи работодателя, вместо формальных вопросов, послушать варианты решения и как мыслит человек. Встречи вне офиса помогают установить контакт, отсутствие резюме на столе убирает эффект экзамена. Топ-менеджеров переманивать очень сложно, потому что в какой-то момент уже они выбирают работодателя.

Воронина: А бывают неожиданные требования у работодателей? 

Дементьева: Из последнего: чтобы у кандидатов не было заметной пластики на лице, эпатажной внешностибороды, татуировок и перстней у мужчин. Был случай, когда просили узнавать у кандидатов, кто их родители, есть ли вредные привычки. Помню, как отказали девушке, потому что на интервью пришла с длинными акриловыми ногтями черного цвета. Как-то отказывали кандидатам, которые совсем не ходят в спортзал. Были запросы на знание нескольких иностранных языков, включая китайский.

Воронина: Как вычислить хорошего PR-профессионала на рынке? Что отличает настоящего профи? 

Дементьева: С такими профи хотят работать молодые специалисты и стремятся попасть именно к ним в команду, а уходя от такого руководителя, его подчиненные сами становятся звездами. Они не меняют работу каждые три года, не стремятся попасть на конференции и часто даже в рейтинги могут не попадать, и им всё равно, а если попадают, то воспринимают это как само собой разумеющееся. Им важен их рейтинг в глазах непосредственного руководителя, поэтому они разбираются в бизнес-процессах, влияют на бизнес и часто даже деньги для них не самый главный мотиватор. Потому что даже если пытаешься их переманивать на хорошую зарплату, то это не срабатывает. Я так долго переманивала одну звезду, которая согласилась на переход только когда узнала, что ее руководитель будет уходить. Этот фактор оказался важнее, чем прибавка к зарплате

Воронина: Ты затронула тему рейтингов Недавно вышел рейтинг Коммерсанта «Топ-1000 российских менеджеров». А кому важно попасть в этот рейтинг? 

Дементьева: Попадание в рейтинг – это признание сообщества и узнаваемость. Есть много влиятельных людей, которых почему-то нет в этом рейтинге по разным причинам. Для меня они не менее профессиональные и влиятельные.

Воронина: А кого и почему можно назвать самыми влиятельными людьми в отрасли? 

Дементьева: Практически всех руководителей крупных PR-агентств, которые оказывают значительное влияние на отрасль, хотя бы потому, что отбирают и пестуют кадры, объясняют, по каким стандартам работать, и коллекционируют лучшие практики и кейсы, на которых можно обучать новое поколение. Насколько я знаю, они преподают в лучших вузах, как и PR-директора крупнейших компаний, которых по этой же причине можно считать влиятельными для отрасли людьми. 

Воронина: Назови свой ТОП-10 самых-самых влиятельных руководителей PR-агентств.

Дементьева:

• Вячеслав Лащевский, основатель агентства «АГТ;

• Игорь Писарский, возглавляет Рим Porter Novelli;

• Андрей Баранников, глава SPN Communications и почетный председатель АКОС (Ассоциация компаний – консультантов в области развития общественных связей, -прим.Сноб);

• Елена Фадеева, генеральный директор Fleishman Hillard;

• Сергей Зверев, основатель агентства «Крос» и председатель АКОС;

• Ольга Дашевская, основатель агентства PR Inc;

• Михаил Умаров, генеральный директор ComunicaGolin;

• Денис Терехов, соучредитель SNMG;

• Том Блэквелл, генеральный директор EMCommunications;

• Сергей Михайлов безусловно. Сейчас он возглавляет информагентство ТАСС, а вообще он основал одно из крупнейших PR-агентств «Михайлов и партнеры»;

• Михаил Маслов, генеральный директор Ketchum в России.

Можно было назвать ещё одного руководителя PR-агентства, но его в Мегафон переманили недавно (напозицию PR-директора Мегафон назначен Александр Борейко, ex-глава агентства Finsbury, - прим.Сноб).

Воронина: Как сделать успешную карьеру в коммуникациях?

Дементьева: Во-первых, нужна карьерная навигация, чтобы понимать, куда двигаться, в каком ряду и желательно потом не суетиться, как некоторые вышивальщики на дорогах, слишком часто ряд лучше всё-таки не менять, во избежание аварии.  

А если серьезно, ты обрати внимание, как редко меняют работу самые успешные профессионалы, они тоже встречаются с трудностями и кризисами, преодолевают их и гибко адаптируются к изменениям. 

Воронина: А что такое хорошая репутация для коммуникатора? 

Дементьева: Ты знаешь, топ-менеджер Uber в двух словах ответил мне на этот вопрос, я его процитирую: «Выходя на новую работу, для формирования репутации надо сделать всего три чуда за первый год. Первое чудо – показать себя в деле, второе чудо – показать, что предыдущий успех был не случайным, и третье чудо – это уже репутация». От себя могу добавить, что хорошая репутация для пиарщика – этокогда любят журналисты, рекомендуют коллеги и удерживают работодатели

Воронина: Способен ли всё-таки PR продавать или нет,и какие сейчас KPI у пиарщиков?

Дементьева: В этом году агентство медиаизмеренийExLibris подготовило сборник кейсов по влиянию PR на бизнес. Продуктовый PR может повлиять на продажи, этот инструмент находится между PR и маркетингом. 

В первую очередь, основная задача PR – это упоминаемостьи лояльность. Переводя на язык KPI – это Media Presence – количество упоминаний компании/бренда и спикеров в СМИ, а также существует CPM – эквивалент рекламной стоимости или cost per mile. Бывают KPI, когда эффективность работы пресс-службы привязывают к динамике акций на биржевых площадках. Оценивают MediaFavorability Index – это благосклонность медиа и MediaOutreach – количество потенциальных контактов с материалами компании. Также на стыке маркетинга и PRнаходится SMM, основные задачи: охват и вовлечение, конверсия, удержание и сохранение лояльности, приобретение новых клиентов (если этот KPI у маркетолога), время отклика в соцсетях, частота генерации контента, эффективное управление бюджетом.   

А бывают интересные такие цели: чтобы имя босса в Forbes не попадало. Топ-менеджер известного банка ответил как-то на мой вопрос про KPI так: «Я могу с помощью SMMзаставить клиента улыбнуться, но ведь моя задача –конвертировать эти улыбки в доллары».

Воронина: В своём телеграм-канале  @HR_4_PR недавно ты написала, что можешь посоветовать пиарщикам ментора, который поможет подтянуть важные компетенции и решить практические задачи, ну как тренер или репетитор. Как родилась идея

Дементьева: Меня часто спрашивают, где учиться, а я думаю, что только на практике. Нынешнему поколению коммуникаторов, в отличие от предыдущего, есть, на чей опыт опереться. Этим надо пользоваться. Работодателям тоже выгодней нанять ментора для менеджера, которого нужно усилить, чем нанимать нового сотрудника. К тому же, всё быстро меняется в области коммуникаций, нужны не теоретические знания, как на лекциях и в книгах, а практические рекомендации. Мне повезло увидеть в деле и прошлое поколение пиарщиков и новое, мне хочется таким образом сделать свой вклад в развитие молодых профессионалов.  

Воронина: В другом телеграм-канале, БП (Беспощадный пиарщик, - примноб), недавно написали, что ты один из авторов канала

Дементьева: Они много мифов обо мне создали. Это один из тех, который я бы хотела опровергнуть.

Воронина: Сколько лет нужно работать, чтобы всех на рынке знать так, как ты? 

Дементьева: Удивляет то, что именно в тот момент, когда я начинаю думать, что вот сейчас я уже всех на рынке знаю, появляются новые для меня имена, а потом оказывается, что на FB у нас 200 общих друзей. Так что за 11 лет работы по-прежнему не могу расписаться, что знаю всех. 

Воронина: Под конец спрошу опять про деньги, чтобы закольцевать. 

Сколько ты зарабатываешь? 

Дементьева: А ты как Юра Дудь в юбке, да?  

Воронина: Сегодня я в костюме от Марии Оршуляк. И все же? На рынке говорят, что ты получаешь полугодовую или годовую зарплату человека, которого ты подобрала. Это так?

Дементьева: Это коммерческая тайна. Вообще не жалуюсь. Мне и моей команде хватает.

Воронина: А сколько интервью ты в месяц проводишь, чтобы устроить кого-то на работу?

Дементьева: Бывают дни, когда я по 5-6 часов на встречах без перерыва, точно не считала. 

Воронина: А как же новый HR-агрегатор Вера, который ищет резюме в интернете, обзванивает кандидатов и вызывает им такси? Ты не боишься, что тебя заменят роботы?

Дементьева: Моя работа предполагает доверительные отношения с людьми. Думаешь, роботы на это способны? Воронина: А чем будешь заниматься, если роботы научатся симулировать доверие? Дементьева: Буду инструктором по дайвингу на далеких островах, я привыкла к акулам. (смеется). 

 

 

Фото: Тарас Базилюк

 

Стиль Анны Ворониной: дизайнер Мария Оршуляк @mariyorshulyak и стилист-визажист Юлия Мозжухина @mozzhukhinajulia