Все записи
14:01  /  5.04.19

502просмотра

ИНТЕРВЬЮ Бизнесмен Антон Щетников: «мы возвращаем молоку вкус детства»

+T -
Поделиться:

Все мы хотим жить до 100 лет, и не просто жить, а быть активными. Поэтому движение ЗОЖ сейчас только набирает обороты в умах людей. Спрос рождает предложение: рынок предлагает экопродукты, системы правильного питания и даже правильное молоко. Антон Щетников, председатель совета директоров компании «А2 Молоко», рассказал о том, что как построить бизнес на полезном продукте и вернуть людям вкус молока.

Анна Воронина: У вас в названии компании есть буква «А» и цифра «2». Что это значит?

Антон Щетников: А2 – это один из белков коровьего молока. Есть молоко обычное, которое содержит как белок А1, так и белок А2. Мы получаем молоко от правильных коров – оно не содержит белок А1.

Воронина: Мне как человеку, который каждое утро пьёт кофе с молоком, хочется понять, как оно получается, молоко А2. Это особенная порода коров, специальное питание или такая обработка молока?

Щетников: Давайте начнём с того, что изначально все коровы давали только молоко А2. Потом произошла мутация и коровы стали давать разные типы молока – только с белком А2, только с белком А1 или смешанного типа А1/А2. В зависимости от породы в стаде может быть от 20 до 60 процентов коров А2. Соответственно, мы тестируем коров, разделяем стадо и обеспечиваем раздельную дойку. На молочном заводе, с которым мы сотрудничаем, молоко дополнительно тестируется на отсутствие примесей белка А1. После тестов наша продукция поступает в продажу. Сейчас ее можно купить в таких магазинах, как Азбука Вкуса, Глобус Гурмэ, Город Сад, Твой Дом, Мираторг, Бахетле и ряде других. Мы ничего не убираем из молока и никак специально его не обрабатываем – это абсолютно натуральный продукт.

Воронина: Не могу не задать этот вопрос: может ли корова в течение жизни из А1 превратиться в А2 или наоборот?

Щетников: Нет. Корова рождается с определенным генотипом, и он не меняется в течение жизни.

Воронина: В ЗОЖ сообществе сейчас очень много разговоров о том, чтобы правильно питаться и, в том числе, пить правильное молоко. Потому что, как выяснилось, у многих людей есть лактонепереносимость, то есть аллергия на компоненты молока. И большое количество людей на сегодняшний день отказываются от молока, просто потому что они не могут его переварить.

Щетников: Проблема, связанная с лактозой и проблема, связанная с белком — это две разные проблемы. Многие люди думают, что у них есть проблемы с сахаром, с лактозой, а при этом во многих случаях, было доказано, что дело в белке А1.

Воронина: Насколько я понимаю, для такого рода выводов необходимо было провести клинические исследования?

Щетников: Мы изначально основывались на исследованиях, которые были проведены в Новой Зеландии и Китае, но безусловно, для того чтобы продвигать продукт на российском рынке, необходимо было провести соответствующие испытания в России. В 2018 году в течение трех месяцев клиника ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» с активным участием НИИ детского питания проводила клиническое исследование молока А2. Испытуемые были набраны из людей с непереносимостью молока, которые не пили молоко в среднем от трёх до шести лет. Только 2,5% испытуемых почувствовали дискомфорт от употребления молока А2. При этом у всех людей сохранились симптомы непереносимости при употреблении обычного молока.

Воронина: Какой процент людей в целом имеет такую проблему?

Щетников: Могу сказать только про европейскую территорию. Около 20% людей испытывают проблемы с непереносимостью молока. Кроме того есть результаты опросов, которые проводили среди москвичей – в них около 50% опрошенных заявили о проблемах с молоком.

Воронина: Ещё было бы очень интересно узнать, чем такое молоко отличается от соевого молока, кокосового молока, на которое диетологи советуют заменить традиционное молоко, если выясняется, что у человека есть проблемы с белком.

Щетников: Вы, конечно, можете заменить, это хорошая альтернатива, но вы потеряете вкусовые ощущения. С моей точки зрения, нет ничего прекраснее утреннего капучино с натуральным молоком. Поэтому один из наших слоганов: «Возвращаем людям вкус молока».

Воронина: Вы не так давно основали фирму «А2 Молоко». Расскажите, как решились прийти в этот бизнес?

Щетников: Нам в своё время досталось замечательное хозяйство, расположенное в традиционном молочном районе Московской области – в Можайском районе. В середине 2000-х дойное стадо составляло порядка трёхсот голов. Это не так много, но и не так мало. В какой-то момент встал вопрос об увеличении дойного стада, расширении производства, установки своей переработки. Хотели пойти как интенсивным, так и экстенсивным путём. И тут мы встретили очень интересного человека, который сейчас является директором по стратегическому развитию компании, Сергея Сонкина. Сам он является гражданином Новой Зеландии. В качестве консультантов он нам предложил известную новозеландскую компанию «Transfuture», имеющий опыт консалтинговых работ по организации молочных производств. Мы полетели в Новую Зеландию и там узнали о молоке А2 – молоке, которое не содержит белок А1. При переваривании белок А1 выделяет бета-казоморфин-7 – это вещество не очень полезно для нашего организма. Оно может и вызывать неприятные желудочно-кишечные симптомы или воспалительные процессы, и становиться фактором риска различных болезней. Мы изучили исследования и решили первыми в России запустить производство полезного молока А2 – молока без белка А1.

Воронина: Какой объём инвестиций требовался для запуска этого проекта в России?

Щетников: На сегодняшний день в компанию было проинвестировано около ста миллионов рублей. Основные инвестиции были направлены на научную базу и на продвижение, поскольку в России этот продукт еще малоизвестен. При этом мы ни в коем случае не хотим сказать, что обычное молоко – плохое, а наше хорошее. Мы просто хотим сказать, что наше молоко другое, и оптимально подходит тем людям, которые по каким-то причинам перестали употреблять обычное молоко. Мы не хотим конкурировать с производителями обычного молока. Мы заняли свою нишу и привлекли свою аудиторию, которая заботится о здоровье, правильном питании или испытывает дискомфорт от употребления обычного молока. Всегда важно, чтобы у потребителя был выбор. Я, как производитель молока А2, просто даю людям выбор – какое молоко пить.

Воронина: Я знаю, что во второй раунд инвестиций вы собираетесь привлечь ещё десять миллионов евро на развитие проекта.

Щетников: Вы знаете, ситуация постоянно меняется, но есть партнёры, которые заинтересованы в нашем бизнесе. С их точки зрения он достаточно привлекателен – потому что это живой, реальный сектор. И к тому же связан со здоровым образом жизни. Есть инвестор Дмитрий Бугаенко, который помимо того, что участник и инвестор «А2», ещё и активный потребитель молока А2. И он всегда даёт комментарии по вкусовым ощущениям, и по качеству молока. Второй стратегический партнёр – это Дмитрий Конов, который является руководителем «Сибур». Его это как раз интересует с точки зрения здорового образа жизни и вопросов, связанных с непереносимостью молока.

Воронина: Вы измеряли потенциал рынка? Сколько процентов видите?

Щетников: Если 20% людей страдает непереносимостью молока, то давайте возьмём население Москвы и Подмосковья – это где-то тридцать миллионов. Вот возьмите 10% – это три миллиона человек. Соответственно, если это количество будет употреблять литр молока в день, это примерно те цифры, о которых мы можем говорить.

Воронина: Как сейчас построен бизнес? У вас есть фермеры, с которыми вы работаете, они дают вам молоко, вы его проверяете и то, которое подходит вам, то самое молоко А2, вы используете на производстве?

Щетников: В первую очередь мы тестируем фермы на здоровье животных и качество молока. Если на ферме молоко действительно высшего качества и все животные здоровы, то мы тестируем коров и отделяем стадо А2. С нами выгодно работать, потому что мы выплачиваем премии за молоко А2 – довольно существенные по сравнению с существующими рыночными ценами на сырое молоко. После мы своими силами отвозим молоко А2 на завод, с которым сотрудничаем – там его перерабатывают в готовую продукцию, после чего мы дополнительно выборочно тестируем партию на отсутствие примесей белка А1. Так мы гарантируем, что потребитель получит молоко, не содержащее белок А1. В перспективе у нас покупка или строительство собственного завода по производству молочных продуктов А2.

Воронина: Вы сейчас производите восемь позиций: два кефира, два молока, две сметаны, творог кварк и обычный творог. Что такое кварк?

Щетников: Кварк – это мягкий творог. У него нежный, нейтральный вкус, но главная его особенность – способ приготовления. Кварк готовят методом ультрафильтрации. Это позволяет сохранить сывороточные белки альбумин и глобулин, которые являются наиболее ценные составляющими молока.

Воронина: Планируете расширять ассортимент?

Щетников: В продаже в ближайшее время появится греческий йогурт и кефир в упаковке 0,3. Как раз для тех, кто не покупает большими объёмами – в основном это офисные сотрудники.

Воронина: Говорят, что многие производители называют продукт «здоровым» только для того, чтобы его продать. Вот как простому потребителю определить: где уловки маркетологов, а где – правда?

Щетников: Потребитель у нас уже достаточно искушённый, и если он платит такие деньги, то он должен изучить, почему продукт отличается от других, в чём его польза. Когда мы пишем на нашем молоке «Узнай секрет А2», то мы как раз и предлагаем нашей аудитории изучить вопрос и самостоятельно принять решение. Мы ничего не навязываем.

Воронина: Каков интерес потребителя к молоку А2?

Щетников: Мы видим очень большой интерес – у нас уже есть постоянные потребители, которые полностью перешли на молочные продукты А2. Но наша первостепенная задача сейчас – донести до большего количества людей информацию о молоке А2. Продукт все еще новый для России, поэтому пока не все о нем знают.

Воронина: Все ЗОЖ-ники очень любят всё изучать, читать о результатах научных исследований и экспериментов. Где они могут больше узнать о молоке А2?

Щетников: На нашем сайте! Там полно информации. Недавно мы открыли отдельный раздел для экспертов, где собрали все известные исследования о воздействии на организм белков А1 и А2. Наша главная задача в 2019 году – дальнейшее развитие доказательной базы. Провести новые исследования, привести больше авторитетных мнений. Хотя уже наблюдается существенный сдвиг со стороны профессионального сообщества – я знаю, что многие врачи своим пациентам советуют нашу продукцию. Когда мы только начинали, все считали, что главная проблема молока – в лактозе. Сейчас люди понимают, что дело может быть совсем не в лактозе – а как раз в белке А1.

Воронина: Антон, спасибо Вам за интересный разговор.

Антон Щетников: Спасибо что пригласили. Если вдруг пригласите ещё раз, расскажем о достижениях.

 

 

Фотограф Лиза Малиновская 

Одежда на Анне Ворониной ANROSTORE  @anrostore