Все записи
09:34  /  2.12.19

236просмотров

Интервью: Надежда Михайлова считает, что книжный магазин – единственное место, где люди не раздражают друг друга

+T -
Поделиться:

Московский дом книги - единственный в России государственный книжный магазин, который по-прежнему остается лицом столицы. В свое время в нем бывали Михаил Горбачев,  Борис Ельцин, Билл  и Хилари Клинтон, множество знаменитых актеров и музыкантов, включая Майкла Джексона, известных авторов и критиков.

Сегодня он существует, словно мир в мире. В Московском доме книги проходят встречи с авторами, известными людьми из всех сфер общества, проходят экскурсии, имеется собственное кафе и даже существует литературный театр. В запасниках хранятся книги миллионной стоимости, а на полках можно найти все, что пожелаешь. Мы поговорили с генеральным директором Московского дома книги Надеждой Михайловой про будущее книжных магазинов и узнали каково это – отвечать за целую книжную империю.

Анна Воронина: Московский дом книги – одна из визитных карточек столицы. Что вы делаете, чтобы привлечь и удержать интерес посетителей?

Надежда Михайлова: Мы создали специальную площадку для встреч с писателями, критиками, известными личностями. Мы – центр притяжения для думающих людей, которым интересен мир.

Например, однажды у нас прошла встреча трех известных Сергеев Карякиных – шахматиста, победителя многоборья и автогонщика. Это было чрезвычайно интересно и людям понравилась эта встреча. На нашей площадке в разные времена выступали Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Владимир Познер, Галина Волчек, Василий Лановой, Дональд Рейфилд, Сергей Рязанский…

На официальном сайте магазина публикуются анонсы мероприятий, и каждый может прийти и увидеть, возможно, кумира вживую, задать ему вопрос, послушать его мысли. То есть книжный магазин – не только про книги.

Воронина: Случались ли какие-нибудь необычные истории с покупателями?

Михайлова: Да, и, кстати, совсем недавно. В Московском доме книги на Арбате была презентация книги "Текст" Дмитрия Глуховского, представлял книгу актёр Алексей Петров. Накануне презентации нам пришло письмо из Казани от девушки Жени. Она очень переживала, что не может приехать подписать книгу у людей, которыми искренне восхищается уже много лет. Письмо было очень трогательным, наполнено надеждой, что её мечта осуществится. Конечно, мы сразу рассказали эту историю Дмитрию и Алексею, подписали у ребят книгу и отправили её через наш интернет-магазин Жене.

Воронина: А вы замечали, что определенный тип людей ищет определенные книги? Кто-то любовный роман, кто-то триллер?

Михайлова: Обычно, когда человек приходит за конкретной книгой, он уже знает, где она находится. А если не знает, то сразу идёт к навигатору и узнаёт, и сложно определить со стороны к какому типу людей этот человек относится. Мне больше нравится наблюдать за людьми в разных уголках магазина, которые сидят и читают.

Воронина: В книжном магазине можно сидеть читать книги?

Михайлова: Да!

Воронина: А потом я могу просто положить книжку и уйти?

Михайлова: Да. У нас книги расставлены по жанрам, которые, в свою очередь, распределены по авторам. Возле каждого отдела – стулья, столы. Человек может выбрать книгу и хоть с утра до вечера ее сидеть и читать, любоваться на Арбат из окон.

Воронина: Что сейчас читают люди?

Михайлова: Традиционно, это художественная литература. Она в принципе занимает больший процент из всех представленных жанров – около 30%. Это русская и зарубежная классика, современная литература, поэзия, искусство.

Далее по популярности идет нон-фикшн. Книги о саморазвитии, тайм-менеджменте, психологии, теории эволюции, правильном питании, здоровом образе жизни.

Сегодня продолжает быть востребована детская литература. В Московском доме книги представлены все издательства детской литературы, потому что это тот жанр, который за последнее время не падает в продажах. Но это не только сказки и приключения – популярны книги о воспитании и развитии ребенка. Чтение книг напрямую связано с уровнем интеллектуального развития общества, и популярность детской литературы дает нам шанс на то, что наше будущее поколение будет образованным и развитым.

Воронина: Как понять, что книга, которую читаешь – не пустая трата времени, что она способна увлечь?

Михайлова: Я хочу надеяться, что наши консультанты общаются с людьми, которые заходят купить книгу и помогают им сделать правильный выбор. Когда ты один, разобраться действительно тяжело, и чаще всего ответ на ваш вопрос приходит после прочтения или в самом конце произведения. 

Воронина: Назовите ваш личный топ 5 книг, который должен прочитать каждый?

Михайлова: Я бы советовала не конкретного автора, а жанры.

 Во-первых, вернитесь к классике. Когда читаешь классику в школе и когда читаешь ее спустя десятилетия – это разные произведения.

Во-вторых, прочитайте современного автора. Думаю, что нон-фикшн тоже следует обязательно прочитать. Последнее – воспитание детей. Это будет полезно всегда, в любом возрасте.

Воронина: Раньше стать автором было непросто – книги проверялись, существовала цензура. Сегодня каждый желающий может позволить себе написать все, что угодно. Вы, как специалист, как смотрите на это?

Михайлова: Цензура в Советское время – это была проверка тем на их политизацию, соответствие Советским партийным нормам. При этом каждое издательство все равно самостоятельно смотрело на рукопись и решало – нужно ли это публиковать или нет. 

Сегодня напечатать можно почти все, что угодно в рамках закона.  Я, в свою очередь, смотрю на это ни хорошо, ни плохо. С одной стороны – хорошо, потому что это возможность проявить себя и показать свои мысли. А с другой стороны, есть такие книги, которые в принципе книгами и не назовёшь.

Воронина: Сколько живёт одна книга?

Михайлова: Это считать бессмысленно. Потому что стандартная формула прибыли с квадратного метра и товарооборота не работает для классической литературы, например. Книгу Пушкина в одном месяце могут купить, а в другом не купить, но это же не означает, что мы не будем ее продавать, и что Пушкин не является классиком.

Воронина: Почему в России так мало книжных магазинов? Это нерентабельный бизнес?

Михайлова: А культура вообще рентабельна? Когда мы говорим о культуре, наш доход совсем в другом. Либо мы растим интеллектуально развитое и духовно-нравственное общество, либо мы растим общество пропащее. Культура, с точки зрения капиталовложений, исчисляется скорее не деньгами, а уровнем развития общества.

Воронина: Вы составляете список того, что взорвёт продажи, а что так и останется на полках?

Михалова: Если подходить к литературе с точки зрения коммерции, то общий интеллектуальный уровень нации падает. Сегодня востребованы те книги, которые выпускаются массовым тиражом. Это та литература, которая многим интересна, и ее продается больше. Но это не значит, что лекции Набокова по современной и русской литературе не должны стоять на полках.  У нас есть место всем книгам.

Воронина: Какое чувство вы испытываете, каждодневно находясь в самом крупном книжном магазине Москвы?

Михайлова: Мне кажется, книжный магазин – это единственное место, где люди не раздражают друг друга. Я постоянно чувствую эту атмосферу – мысли и действия тысяч людей-авторов живут на полках, с ними хочется соприкасаться, их хочется узнавать. Поэтому я постоянно хочу быть в зале.

Мне интересно наблюдать за людьми: что они выбирают, у каких полок стоят, что пытаются найти и узнать.

Еще десять лет назад нам говорили, что вскоре книжные магазины пропадут, и все книги мы будем читать в телефоне. Но как мы видим, все на месте, новое поколение приходит и покупает бумажные издания. Как, по-вашему, будет выглядеть книжный магазин будущего?

Все чаще звучит мнение ученых о том, что печатный формат книг предпочтительнее для развития мозга. Поэтому вряд ли в ближайшее время электронные носители смогут заменить бумагу.

Книжный магазин будущего останется местом встречи интересов людей. Каждый приходит в свой отдел и хочет найти то, что ему нравится. Авторы – люди из всех областей сегодняшней жизни, и чтобы эту жизнь узнать со всех сторон, необходимо читать.

Одежда ведущей byMODNO

Фотографии талантливой Татьяны Савельевой @ryuminasaveleva