Все записи
13:17  /  28.09.20

250просмотров

Интервью с создателями спектакля «Три платья не для Золушки»

+T -
Поделиться:

На сцене театра Армена Джигарханяна прошла читка – дефиле спектакля «Три платья не для Золушки». Причастные к созданию действа рассказали, чем синтез театра и моды интересен зрителю.

Модельер Ирина Аликова, глава Дома мод Ирины Аликовой, рассказала в интервью о том, как платье может стать главным героем спектакля, как пандемия вывела в тренды пижамы и халаты, а также о будущем, в котором ткань сможет нормализовать кровяное давление, а мировую моду ждет ренессанс блистательных 30-х годов XX века.

Заведующий литературной частью Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна Николай Железняк признал, что ситуация, когда на сценах играют лишь 10% пьес современных авторов, а страх потерять кассу заставляет снова и снова прохаживаться по классике, уже не устраивает зрителя. Ему интересно то, что происходит сейчас. И не только смотреть, но и критиковать, обсуждать и советовать. Именно в таком формате и прошла читка – дефиле.

Драматург Наталья Савицкая о силе искусства и новой постановке.

 

Анна Горчакова (Воронина): Ирина, мы встречаемся с вами после спектакля «Три платья не для Золушки» с показом вашей коллекции на сцене театра Армена Джигарханяна. Я нашла в программке это название «читка – дефиле» и все время думала, а что это за новый жанр?

Ирина Аликова: Согласна, что звучит несколько интригующе. Сегодня у нас появляется много вещей на стыке жанров. Читка – дефиле — один из таких экспериментов. Прежде всего, это три мини-пьесы трех авторов, объединенные в одно произведение. «Белое платье» Натальи Савицкой, «Волшебное платье» Елены Коллеговой и «Красное платье» Натальи Якушиной. Кроме того, в читку инкорпорировано модное дефиле моего Дома мод.

Предыстория такова. Однажды драматурги Наталья Савицкая, Елена Коллегова и Наталья Якушина были на одном празднике. Все они были одеты в вечерние наряды из моей коллекции. И вечером по всем федеральным телеканалам крупным планом показали именно их троих. Девушки очень веселились по этому поводу. А потом задумались. Ведь что получается: платье может сыграть заметную роль в жизни женщины. И родилась идея написать три истории о том, как одежда меняет судьбу. Драматурги заранее не обговаривали жанр. Ограничение было одно: это должна быть мини-пьеса. И получилось, что Елена Коллегова написала пьесу-шутку, Наталья Якушина – романтичную комедию, а Наталья Савицкая – лирическую комедию с элементами мелодрамы. Сразу скажу, я очень люблю все эти три пьесы. Они о пути к женскому счастью. Трогательные, ироничные, легкие на вид и глубокие по смыслу.

Написали-то написали, но как объединить эти три абсолютно разные вещи? Режиссер театра Джигарханяна Лариса Крупина нашла, как мне кажется, очень интересное решение. И спектакль получился яркий, зрелищный, с элементами перфоманса. Конечно, это все-таки театрализованная читка, и здесь важно вслушиваться в текст. Но многие наши зрители, судя по реакции зала, напрочь забыли об этом. Многие признавались потом, что это было ощущение полноценного спектакля. Хотя читка — всего лишь набросок. С потенциалом или без.

И «Три пьесы не для Золушки, на мой взгляд, можно смело брать в работу. Он украсит репертуар любого театра. Что касается нашего дефиле, то действие сразу задумывалось с показом модной одежды. Потому что платье здесь — это главное действующее лицо.

фОТО  с читки – дефиле спектакля «Три платья не для Золушки»

Горчакова (Воронина): Получается, вы пошли по пути вашего учителя Вячеслава Зайцева?

Аликова: Я рада, что вы вспомнили о Вячеславе Михайловиче. Я очень благодарна учителю. Скажу вам также, что многому я научилась, еще и работая на иностранные компании: Kenzo (Франция), Shubetto (Англия), Jozeph Ribkoff (Канада). При этом, повторю, не устаю восхищаться творчеством Маэстро. Но мы пошли немного другим путем. Развитие моды ведь идет не по кругу, а по спирали. Да, мы опять возвращаемся к синтезу моды и театра, но уже на новом витке ее развития. Конечно, творцы моды и ее распространители во всем мире часто используют актеров и других представителей сферы искусства при постановке и проведении своих дефиле. Делается это для повышения зрелищности и популяризации брендов и модных направлений. И эти дефиле часто решаются по принципу театрального спектакля, в направлении комедии дель-арте. То есть, без особого драматизма, без глубоких душевных переживаний, с известной долей юмора и узнаваемостью персонажей. И довольно часто – это некие срежиссированные постановки, имеющие довольно слабую сюжетную линию. Например, это может быть копирование бытовых ситуаций, обыгрываемое манекенщицами. И тогда мы видим с вами дефиле «На вокзале», «На пляже». И это прекрасно! Но мне всегда хотелось разорвать эти шаблоны. Я мечтала, чтобы слово, музыка и другие сценические искусства сливались с модой на равных. И вместе с тем органично. Чтобы одежда тоже вдруг стала главным героем спектакля. И теперь я вижу, что мы достигли своей цели. Зрители очень тепло восприняли нас.

Горчакова (Воронина): Правильно я поняла, что вы пойдете и дальше в этом направлении? Или это был одноразовый выхлоп?

Аликова: Во-первых, мы приглашаем к сотрудничеству театры и продюсеров. Во-вторых, я не просто думаю работать в этом направлении, я уже написала и отдала в работу целый проект. Мне видится это очень важным. Понимаете, с началом эры прет-а-порте, мода все меньше и меньше является принадлежностью определенного пола или возрастной группы. Ее живут все. И очень часто образы, продвигаемые театром или кино, стимулируют у публики желание подражать выбранному идеалу. Поэтому отказываться от такого «агента влияния», как театр, мы, разумеется, не хотели бы. Проект будет развиваться.

Горчакова (Воронина): Я также не могу не спросить вас о том, а каков модный прогноз на будущее. Что происходит с модой вообще? Каков ваш взгляд на современные тенденции? Повлияла ли на нее, например, пандемия?

Аликова: Мода, конечно же, подвержена влиянию извне. И пандемия в этом смысле не стала исключением. Изменился общий подход к выбору одежды. Все пришло к тому, что выбирая ее, прежде всего, думают о комфорте. Чтобы в домашней одежде можно было бы выйти и на улицу тоже. А дома чувствовать себя на высоте положения. Представьте, вы резко поменяли стиль жизни. Большую часть времени проводите дома. И в какой-то момент замечаете, что домашняя одежда начала на вас влиять. Кстати, если вы все время ходите в линялых трениках, то через какое-то время вы перестанете ухаживать за собой, жилищем и т.д. И наоборот, окружите себя красивыми вещами. И вам захочется и дальше менять свои мир.

Одним из главенствующих стилей в моде стали спортивные вещи. Они в принципе и не уходили, но сегодня стали способными удовлетворить вкус и более утонченной публики. Пижамы, которые вошли в моду еще до пандемии, ныне можно увидеть везде: и в театре, и на пляже, и в магазине. В 1999 году Александр Васильев, историк моды, на публичной лекции говорил о том, что в будущем рабочие места у людей будут дома. И в тренде окажутся вещи типа пижам и ночных сорочек. Я запомнила этот его пассаж. Но на тот момент не придала ему значения. Но сегодня все его предсказания сбылись. Мода «одомашнилась»: в ходу теперь яркие «халаты». Причем они просто гвоздь программы, и это будет продолжаться еще очень долго. Но, возможно, через какое-то время – а я сейчас даю свой прогноз на будущее – мы вернемся к тем легендарным годам прошлого века, когда мода покоряла нас своей торжественностью, манила, дразнила. Когда были иконы стиля. Это был ярчайший период в истории мировой моды. И это время триумфального шествия ее скоро вернется. Проверите мои прогнозы через какое-то время. Уверяю вас, мы в принципе уже жаждем этого ренессанса.

Горчакова (Воронина): А какой еще будет мода будущего?

Аликова: Мода пойдет по пути использования нанотехнологий в одежде. Разовьются целые направление «умных» тканей, «умной» одежды, которые способны, например, реагировать на низкие температуры, сохранять тепло нашего тела. Эти разработки открывают новый этап в жизни моды, новый ее виток. Под термином «умная» одежда мы подразумеваем ткани, которые служат для комфорта нашего тела. Допустим, оснащенные специальными металлизированными нитями, которые нормализуют давление человека, и так далее. Жизнь впереди прекрасная!

Горчакова (Воронина): Николай, расскажите, сбылись ли ваши ожидания относительно нового проекта? И почему вы взялись за это?

Николай Железняк: Театр под управлением Армена Джигарханяна довольно активно ищет новые форматы. Один из таких – проект «Театральные среды», в рамках которого и была показана читка – дефиле «Три платья не для Золушки». Это мероприятие должно было состояться еще весной, но помешал коронавирус. А теперь мы продолжили работу в этом направлении. К счастью, наш первый блин не вышел комом. Мы получили восторженные отзывы. Нас это радует. На «Театральных средах» у нас теперь постоянно идут читки пьес современных российских драматургов, творческие вечера известных современных деятелей культуры и искусства, дипломные спектакли выпускников театральных вузов, экспериментальные показы спектаклей и эскизов и даже, как вы успели заметить, модные дефиле. Причем в зале можно не только сидеть и хлопать, но и обсуждать, критиковать, подсказывать и советовать. На наши мероприятия мы зовем всех: представителей СМИ, режиссеров, драматургов, всех желающих узнать театр ближе, социальные фонды, рядового зрителя. На прошедшей читке – дефиле вообще царила почти домашняя атмосфера. Наш спонсор «Каравай СВ» подготовил сюрприз для зрителей: огромный пирог с картинкой в виде афиши спектакля. И все пришедшие на читеку попробовали его.

Горчакова (Воронина): Правильно я поняла, что проект обращен лицом к современной драматургии?

Железняк: Да. И мы считаем этот момент очень важным. Сегодня драматургу трудно пробиться на сцену. Если в советское время 50% пьес были созданы современниками, то сейчас едва ли 10% представляют всех ныне живущих авторов. Тому много причин. И неизвестность новых имен, и приверженность театров к классикам в различных трактовках, а по сути –боязнь потерять кассу. А ведь зритель хочет увидеть на сцене не только прошлое, но и то, что волнует его сейчас. Кто как не современник может поведать ему об этом? Но чудо в нашей жизни есть – мы все-таки запустили проект «Театральные среды». И кстати о чуде рассказывают и все три пьесы – Елены Коллеговой, Натальи Якушиной, Натальи Савицкой.

Едва познакомившись с текстами этих не только прекрасных драматургов, но и прекрасных женщин, я сразу же захотел увидеть их на сцене. И эта читка – первый шаг, – да еще какой! – к успеху будущего спектакля.

Горчакова (Воронина): Этот год юбилейный для руководителя театра Армена Джигарханяна. Будут ли какие-то торжества по этому поводу?

Железняк: Мы отмечаем не только юбилей мэтра, но и 65-летие его творческой деятельности и 25-летие нашего театра. Наш исполняющий обязанности директора театра Елена Гильванова приглашает всех на фестиваль «Премия Джигарханяна», открывающийся в день рождения Армена Борисовича 3 октября на большой сцене театра. Московский международный театральный фестиваль «Премия Джигарханяна» учрежден в ознаменование этих замечательных событий и огромного вклада бессменного художественного руководителя театра в отечественное искусство и культуру. Фестиваль впервые пройдет в этом году с 3 по 11 октября.

Победители и лауреаты награждаются дипломами и памятными знаками. Главная награда – Гран-при Фестиваля – право на реализацию своего проекта на сценической площадке театра. И Елена Гильванова передает для ваших читателей слова Армена Борисовича: «Мы выходим на подмостки только для зрителя. А «Премия Джигарханяна» – это наша поддержка молодых. Я сам знаю, как тяжело пробиваться, и не только на московскую сцену. Пусть сбываются мечты. Это так важно!»

Фотографии Дарьи Павлик