Тут по российскому Первому каналу гоняют по случаю фильмы Говорухина, царствие ему небесное, так я посмотрел еще один: "Не хлебом единым". (А чо, нынче суббота, культурно отдыхаем, а Говорухин, надо сказать, крепкий профессионал, халтуру, вроде нынешних скороспелых, не гонит.) В свое время (я тогда еще пацаном был, но уже политически грамотным) роман Дудинцева прошумел, чуть ли не первая ласточка диссидентства, борьба творческого человека с подлой бюрократией, или, если угодно, отсталой государственной машиной, тонкий намек на толстые обстоятельства. Я не стал тогда читать, и потом не стал: уже успел возненавидеть это советское правдолюбие, когда непонятно, то ли герои вместе с автором такие глупые (или наивные), то ли такие они хитрые. А как народ правду-то любит: кусочек этой самой правды, даже замаскированный, покажут – народ аж беснуется от восторга.

И теперь вот этот фильм. В общем, он хорошо смотрится на пару с "Концом прекрасной эпохи", тоже вроде "критика режима", но очень умеренная, в рамочках, и не от страха – режим-то сгинул давно – , а потому, что как бы не выплеснуть с грязной водой и ребенка-ангелочка, Россию-матушку, вечного младенца невинного, ведь русские люди, как фильм рассказывает (четко по роману), они такие "добрые внутри", и даже на лицо не таки ужасные, как некоторые отрицательные персонажи. Ну и правда, такие славные, я аж слезами облился. Как говорила мадам Криворучка (рассказ Бабеля "Король"): "Если у русского человека попадется хороший характер, так это действительно роскошь". А главное: начальство-то, самое высокое (Говорухин, Розенбаум), оно умное, оно все понимает, оно о стране заботится, оно хорошим русским людям-бескорыстным изобретателям помогает, вот дали главному герою из окошка тюрьмы на семью издалека посмотреть, а уж изобретатели-то в шарашке как стараются, бескорыстно, во имя родины, даже евреи, требуют, чтобы местное глупое начальство творческий процесс не прерывало, не закрывало шарашку, они хотят круглые сутки работать, приносить пользу, а что в тюрьме, да бесплатно, так "не хлебом единым". Воистину, братья, воистину.

      Кстати, наткнулся на статью о романе уже современную, от 1913 года, а там вот что сказано:

"В центре романа – столкновение талантливого изобретателя с бюрократической системой, не допускающей ничего нового в рамках устоявшегося мировоззрения. Собственно конфликт в отечественной литературе не нов: достаточно вспомнить тоже механика-самоучку Кулигина из пьесы Островского «Гроза», который предлагал установить на бульваре часы, соорудить громоотводы, на что получал от Дикого отповедь: «А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!». Прошел век, а предрассудки, нежелание воспринимать новаторские разработки, придуманные талантливыми русскими людьми, так и остались в обществе".

      Есть у нас еще отдельные недостатки… Да, вот век прошел, а этим "некоторым" хоть век кол на голове чеши. Ну а что делать, любят родину, а родину не выбирают. Опять же где родился, там и пригодился. Нет, я что, я понимаю, я и сам родину зверски люблю. Только другую. Так уж вышло.