Все записи
09:42  /  6.04.19

695просмотров

Наш паровоз вперед летит!

+T -
Поделиться:

Посмотрел «свеженький» фильм Тревора Нанна «Код «Красный»» («Red Joan») про советскую разведчицу Мелиту Норвуд, передававшую СССР атомные секреты (ее играет Джуди Денч).  Все слышали про «кембриджскую пятерку», группу выпускников Кембриджа, ставших особо «качественными» советскими агентами, это, прежде всего, Ким Филби, занимавший высокие посты в британской разведке, кроме него Гай Берджес (контрразведки и МИД), Энтони Блант (контрразведка), Дональд Маклин (МИД) и Джон Кернкросс (военная разведка). Некоторые историки считают их организованной группой, сам Ким Филби «групповщину» отрицал, говорил о том, что каждый был завербован сам по себе, но кого это теперь волнует. Ясно, что вначале это был круг друзей-студентов, «руководствовавшихся высокими идеями», естественно, коммунистическими, возможно, они организовали ячейку Коминтерна, и круг был, конечно, шире, чем пятерка, о чем свидетельствует и деятельность Мелиты, но я сейчас не про историю, а про фильм. Он по-своему удивительный. Судите сами: расскажу «содержание» (о форме и говорить не приходится – нудная театральщина), чтобы сэкономить Вам время – фильм смотреть не надо. Ни в коем случае. Удивительная дрянь.

      Итак, героиня, симпатичная, но скромница, учится в Кембридже (естественные науки) и знакомится с другой студенткой (иностранные языки), разбитной еврейкой, что подчеркнуто. Та зазывет ее в свою компанию молодых людей, темпераментных и идеологически активных (в левом духе, много нацменов), и знакомит со своим якобы кузеном, в которого скромница влюбляется не на шутку (время действия – гражданская война в Испании, вся прогрессивная Европа на стороне республиканцев). Вскоре «кузен» с высокими идеями уезжает в СССР, якобы учиться, а героиня попадает, как способный физик-теоретик, в научный центр, где занимаются ядерными исследованиями. Где-то в сороковом (уже идет война с Германией, но действует пакт Сталина с Гитлером) кузен-любовник внезапно возвращается, роман начинается снова, он проявляет интерес к ее профессиональной деятельности и предлагает сотрудничество с самой прогрессивной державой в мире, но честная англичанка возмущена предательским предложением и отвергает любовника в пылу идеологических споров, «аргументируя» разрыв тем, что СССР и Германия заодно, и она удивляется, как он, еврей, может помогать Германии. Однако война расширяется, Англия и СССР уже союзники, начинаются разработки ядерного оружия и любовник появляется снова, активизирует свое неизбывное обаяние, и вновь предлагает сотрудничать, мол, теперь Британия и СССР союзники, но при этом Британия скрывает от СССР свои ядерные разработки, в нарушение союзнических договоров. «Помоги СССР сделать бомбу», без обиняков призывает он. Но англичанка вновь отказывается (уже начиная подозревать, что ее используют), мол, она не пойдет на измену – следует новый разрыв. Но вот Германия разгромлена, ядерная бомба создана (американцами) и сброшена на Хиросиму. Благородная героиня так потрясена и возмущена этим, что решает «помочь СССР сделать бомбу» и уже по своей инициативе (а любовь все живет в ее сердце больном, как в песне поется) «выходит» на своего друга (опять через его кузину), начинается шпионская деятельность и возобновляется любовь, и все это под лозунгом «предотвращения третьей мировой войны». Но британская контрразведка не дремлет, она уже подбирается: арестован один ученый, в научном центре идут обыски, она временно сворачивает свою деятельность, и тут находит своего друга повешенным: самоубийство или убийство? Она пытается выяснить у кузины погибшего друга, но та исчезла. В итоге (опускаю подробности, например, выясняется, что «кузина» любовника вовсе не кузина его, а жена, и она – главный вербовщик) героиня «ложится на дно», живет обычной жизнью, и только на старости лет ее разоблачают и собираются судить. Сын ее, адвокат, сначала изумлен и не верит, что старуха-мать – матерая шпионка, потом возмущен ее предательством, отказывается защищать ее в суде, опять идут долгие идеологические дискуссии, в ходе которых она утверждает, что она «не предательница» и «не шпионка», она «любит родину», и сделала «это» ради того, чтобы предотвратить третью мировую войну (идея о том, что ядерный паритет предотвращает войну), «история доказала мою правоту» повторяет она (тут я закричал зрительному залу: «история еще не кончилась!»). Финальная сцена поставлена с пошлой театральной пышностью, когда «бедную, несчастную старуху» полиция выводит из дома, а ее уже ждет толпа корреспондентов, и тут она пафосно произносит «перед народом» свою оправдательную речь про то, как она спасла человечество. Все взволнованы и растроганы, сын, наконец, «понимает», прощает мать и берется защищать ее в суде, «счастливый конец». Зретели тоже взволнованы и восхищены («чудесной игрой»), а главное – приросли к креслам, не выйдешь. Пришлось встать и обратиться к залу: «Еудим! Титъореру!» («Пробудись, народ еврейский!»), - закричал я, подражая Бегину. Кто-то усмехнулся, кто-то бросил злобный взгляд, но народ все-таки зашевелился, тронулся с места…     

     Я вначале назвал фильм удивительным,чем же он удивил меня? Конечно, это удивительно пошлая коммунистическая агитка, в стиле даже не «мобилизующего» искусства, а уже «искусства под ружьем», но меня удивило и напугало то, с каким восхищением пожилая в основном публика (должны бы, казалось, разбираться что к чему) хавает это откровенное оправдание измены из идеологических предпочтений. А перед этим лектор (фильм показывали в рамках абонемента на показ новых фильмов, до их выхода на экраны) долго объяснял, что, конечно, она вроде бы предательница, но посмотрите, как все не просто в этом мире, ведь она благородная женщина и вызывает наше сочувствие. И тут я вспомнил, что все фильмы в рамках этого абонемента, левацкие, в том же коммунистическом духе, про рабочий класс, подвергающийся жестокой эксплуатации, про бесправных эмигрантов, про угнетенных женщин (кстати, лектор указал на то, что в фильме есть важная феминистская составляющая, как женщина в "мужском" английском королевстве 30-х годов, несмотря ни на что, одна, пробивает себе дорогу. Вспомнил я, что и все лекторы были левые, и про наших (израильских) левых, которые разъезжают по всему миру и выставляют свою страну и народ оккупантом и военным преступником… И удивила меня собственная глупость: я-то полагал, что с коммунизмом давно покончено, «история доказала», ан-нет!  Жив курилка! И силен, силен, дьявол, как никогда! Только перекрасился малость, уже не рабочий класс берется «освободить», а всякие этнические, расовые и сексуальные меньшинства, а этническое, расовое и сексуальное большинство смотрит на этот несущийся мимо поезд и с восхищением рукоплещет! Наш паровоз вперед летит!