Все записи
11:36  /  25.08.19

1243просмотра

Послание к «демократическим» американским евреям

+T -
Поделиться:

Часть первая

Трамп решил поучить «демократических» американских евреев национальным инстинктам. Не в коня корм. Это старая традиция, идущая от эпохи Просвещения, которая для евреев стала эпохой Эмансипации.  Европе предложили (Кант и прочие) новые принципы общественного объединения: гражданство и религию разума, причем независимо от конфессиональной или национальной принадлежности. Евреи, которым веками было отказано не только в гражданских, но и во многих человеческих правах, стали горячими сторонниками этой ломки «заборов», «выхода из гетто» и т.п. Выйдя из гетто, еврей, распахнув руки, побежал навстречу этой освобождающей волне, она освобождала его от тяжелой, для многих непосильной ноши «еврейства». Можно было, наконец-то стать таким, «как все».  Правда, «все» были вовсе не безликими, в это же время полным ходом шел процесс формирования национальных государств, «все» оказались не просто гражданами Германии или Франции, а немцами, французами и христианами. Среди евреев тоже возникли робкие голоса о национальном самоопределении, призывы «не разбегаться» и т.п., но, вырвавшись из загона гетто евреи разбежались кто куда. В основном в русло новых национальных культур. Пошла волна крещений, что тогда означало, фактически, отказ от национальной принадлежности, те же, кто не был готов на столь решительный шаг, стали изобретателями «нового иудаизма» в рамках «религии в пределах только разума» с упором, в духе Канта, на этические и универсальные принципы. Кант, правда подверг иудаизм разгромной критике («универсальные» немецкие философы, как сговорившись, оказались антисемитами, и Шеллинг, и Гегель, и те, что пришли позже), но евреев, последователей Моше Мендельсона, это не смутило, они изо всех сил гребли в сторону немецкого «гражданского общества», которое все более уклонялось к национализму, тогда-то (в первую половину 19 века) было создано новое религиозное движение: «реформистский», или «прогрессивный» иудаизм, на основах универсальных и этических принципов. Из Германии он перекинулся на другие страны Европы, а затем и в Америку, где стал господствующим течением. Не случайно, кстати, именно реформисты в Израиле подали недавно иск в Верховный Суд с требованием запретить «крайне националистическую» партию «Еврейская сила» - до сих пор их, «реформистов-прогрессистов», главным врагом остается еврейский национализм. Герман Коген, знаменитый «немецкий» философ-некантианец (у него в Марбурге учился Пастернак и даже получил от Когена предложение «остаться на кафедере» - возник бы еще один «немецкий философ»), написавший «Религию разума по источникам иудаизма», был крутым немецким патриотом, поддержавшим вступление Германии в Первую мировую войну[1]. Именно в среде «прогрессивных» евреев возникла проблема «двойной лояльности» - для еврея ортодоксального в религиозном или национальном смысле такой проблемы нет.

    Сегодняшнее «прогрессивное» и «демократическое» американское (как и израильское) еврейство лояльно прежде всего своей «прогрессивной» идеологии, а за ней – хоть трава не расти. И Трамп, внезапно подняв вопрос о еврейской национальной идентификации, застал этих евреев врасплох, поставил их «в неудобное положение», так что понятен их дружный вой, как от внезапно обострившейся зубной боли…

 Часть вторая.

Раз уж заговорил о Просвещении, то любопытно отметить, что еще Моисей Мендельсон в книге «Иерусалим» (середина 18 века) выдвинул идею, актуальную для современных споров о преимуществе универсализма «прогрессивных» западных идей (христианских в своей основе) перед «партикуляризмом» (то есть замкнутости) иудейской религии. Мендельсон утверждал, что именно универсализм христианства лишает его толерантности (терпимости по отношению к другим верованиям). Христианство, именно в силу своей универсальности, требует монополии на «бессмертие души», нехристь не может преобщиться к спасению души, вне христианства его душа погублена. Именно на этом основано «моральное право» принуждения к христианству (еретиков, иудеев и пр. нехристей), ведь таким образом христиане спасают души строптивых и несмышленых. Иудаизм же, именно в силу своего партикуляризма, не заинтересован и не стремится к обращению «человечества» в свою религию и поэтому терпим (толерантен) к иным верованиям. Еще потомкам Ноя (задолго до Авраама и возникновения еврейского народа) было обещано «будущее» в случае соблюдения семи заповедей. Даже в картинах «грядущей Славы» иудейского Бога речь не идет о том, что все народы становятся иудеями, нет, картина другая: народы радостно «понесут иудеев на своих плечах» в Сион, обитель мессианского мира. А нечестивцы всех народов, включая евреев, отправятся после Страшного Суда в Геенну Огненную (в топографии Иерусалима это рядом, по-соседству). К тому же существует важное талмудическое высказывание, что «праведники народов обретут место в будущем мире», высказывание, подкрепленное затем Рамбамом.

      Нетерпимость христиан, представителей универсальной религии терпимости, по отношению к нехристям (в течение почти всей христианской истории) напоминает мне нетерпимость современных левых, уверенных, что они на «правильной» стороне истории, и эта их фанатичная политкорректность основана на уверенности (или даже вере), что это «сторона», где обитает универсальная справедливость. Они уже заранее, с помощью «прогресса» записали себя в мир будущего, где будет царить их универсальная справедливость, а всяких националистов и обскурантистов, всю эту «тьму» они в этот светлый мир не пустят. А надо будет (и если смогут) – уничтожат. Для их же, «темных», пользы (во спасение души).

На всякий случай напомню "в скобках" семь заповедей данных Богом всему человечеству через Адама и Ноя:

  1. Запрет идолопоклонства — вера в единого Бога.
  2. Запрет богохульства — почитание Бога.
  3. Запрет убийства — уважение к человеческой жизни.
  4. Запрет прелюбодеяния — уважение к семье.
  5. Запрет воровства — уважение к имуществу ближнего.
  6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам.
  7. Обязанность создать справедливую судебную систему.

[1] отдадим ему должное: он боролся и против антисемитизма, немецкого и русского (приезжал в Россию) и много сделал для еврейского культурного и религиозного просвещения.