Все записи
23:26  /  3.03.20

324просмотра

Рвущийся из камня

+T -
Поделиться:

Посмотрел "Грех" Андрона Кончаловского. Каждый кадр выстроен, ничего случайного, строго продуманные декорации, в этом смысле напоминает лучшие образцы: Германа-старшего, Тарковского, Сокурова ("Фауст"). Но сначала мне не понравилось: эти продуманные кадры навязчиво красивы и иллюстративны, в том смысле, что построены по известным (и узнаваемым!) образцам эпохи Возрождения. Что-то вроде оживших картин. Однако я постепенно втянулся, и накрепко оказался в плену великой метафизической идеи фильма, пусть и старой, как мир, но неизменно властной надо мной: войны духа и матери-материи, человека и камня. Актер Альбертно Тестоне, игравший Микеланджело, явно (на мой вкус) переигрывал, пережимал в чересчур порывистых жестах, но, попривыкнув, я простил ему театральность, принял условность любой возможности "изобразить" человека, одержимого своим гением. 

Здесь вся соль в одержимости. Чтобы вдохнуть в камень душу, как Господь вдохнул ее в тело Адама, нужно быть абсолютно бешеным. Вся центральная часть фильма - работа каменщиков в карьере Карарских гор по добыче и спуску гигантского куска мрамора ("монстра", как называли его рабочие). И эта работа дана вдохновенно. И люди, занятые этой работой были красивы. Кадры просветленные, будто люди эти, обсыпанные мраморной пылью и ведомые Мастером-Творцом, сами стали ожившим мрамором. Я даже подумал: где он нынче нашел столько красивых людей? Конечно, работа художников, костюмеров, гримеров, но все же... Правда, в конце фильма выяснилось, что все актеры - итальянцы. Ладно, подумал я, раз итальянцы... Однако же конец фильма все испортил. Ну не может русский художник обойтись без дидактики, без поучений и наставлений. В конце Микеланджело вдруг впадает в раскаяние и объясняет зрителю с помощью "внутреннего монолога" в чем собственно великий грех его (до этого момента и в самом деле неясно было почему фильм так назван, я-то вначале грешным делом подумал, что тут речь пойдет о садомском грехе, ан-нет, об этом вообще молчок, ну так, вскользь, намеками). А грех оказывается в том, что он "малых сих" красотой соблазнял телесной, что путь его не вел к Богу... Вот оно как, а я-то думал, уж было и гордиться стал Человеком - вот Он, раб, рвущийся из камня, неистовый в ярости своей духовной... А оно стало быть - грех, гордыня-то эта... Не ведет к Богу. Можно было б и спросить, а к каком Богу-то? Но спрашивать было некого, да и не хотелось. Ну смазал художник Андрон конец (а художник знатный, создал даже не фильм, а фреску!), тут и грех его (еще какое-то нелепое убийство приплел, кровь понадобилась, жертвенности подпустил), Господь простит. За эти вот муки, когда из камня жизнь выбивают...

תמונה יכולה לכלול: ‏‏פעילויות בחוץ‏‏