Тектонические сдвиги в израильской общественной жизни
Последние выборы, хотя и закончились очередным тупиком еврейских распрей, выявили и некие тектонические сдвиги в социальной структуре израильского общества. Первый, и самый явный сдвиг: стремление большого числа израильских арабов, прежде всего молодежи, интегрироваться в жизнь израильского общества, и не формально (согласно формальным правам, защищенным законодательством), а реально. Дело в том, что арабское общество в Израиле долгое время было заложником так называемого «палестинского освободительного движения», в задачу которого традиционно входила борьба с Израилем, как еврейским государством. И все арабские политически партии в Израиле, из убеждения, из расчета или по инерции, придерживались этой линии, включая поддержку террора и участие в нем. Это объединяло все арабские партии, от коммунистов до исламистов, они и объединились, со всеми промежуточными «цветами» политического спектра, в «Единый список» с единой антиизраильской платформой. Но эта их позиция, и их самоидентификация как «палестинских арабов», ставило все арабское обещство, вместе с его политическим представительством, вне игры, вне участия в государственной жизни. А для большинства еврейского общества они, по этой причине, числились в разряде врагов. Но вот на последних выборах появился лидер, Мансур Аббас, и политическая партия (РААМ), провозгласившие курс на интеграцию, на готовность к сотрудничеству, на отказ от враждебности, на выдвижение внутреполитической, гражданской повестки дня, на отказ от повестки «национального сопротивления оккупации» и от подобных действий и лозунгов. Эта партия откололась от Объединенного списка, пошла на выборы самостоятельно, завоевав четыре места в парламенте, и оказалась теперь ключевым игроком в сложной игре формирования нового правительства. Особо интересным моментом этого поворота явилось то, что партия эта исламская, и является фактически одним из «филиалов» большого панмусульманского движения «братьев мусульман», которые никогда не были замечены в симпатиях к сионистскому государству. Очевидно, однако, что партия получила большое количество голосов молодежи, вовсе не строго религиозной, но с энтузиазмом воспринявшей идею интеграции. Мансур Аббас только что (1 апреля 2021 года в 20.00) произнес речь на собрании своей партии, которую транслировали все телеканалы, а потом наперебой бросились толковать комментаторы, как будто это была речь премьер-министра. Речь эта была на иврите, в ней не было ни одного лозунга «национальной борьбы», только надежда на новую эпоху интеграции и сотрудничества, а сам себя Аббас назвал арабом, мусульманином и израильтянином. И не назвал себя «палестинцем»! Слово «Палестина» вообще не прозвучало. Признаюсь честно: меня эти перемены радуют. Потому что они означают конец вражде и начало сотрудничества всех частей многонационального и многоукладного государства, во имя его развития и процветания, ни в коем случае не отменяя его еврейской и сионистской основы. Скажут: да ты, батенька, наивняк, просто арабы – хитрецы (иные и поумней евреев), нельзя им верить, они маневрируют, то так, то эдак. Допустим. Но мы же заключаем мир с арабскими и мусульманскими странами, все с большим и большим их числом, почему бы не заключить такой договор о мире и сотрудничестве с населением своего же государства, тем более, что формально мы и так признаем за ними все гражданские права? И потом сам факт переговоров, соглашений и сотрудничества меняет атмосферу и общую обстановку (и мы это видим, да и описанный поворот был бы невозможен без последней серии мирных договоров с арбскими странами). Отчего не принять вызов? А там, глядишь, и выяснится, что ислам и иудаизм религии родственные (а оно так и есть: христианство и ислам – дети иудаизма), вот уже и на Храмовой горе евреи в последнее время молятся почти в открытую… Ну а ушки – держи на макушке, и оружие в исправности, это дело святое.
Второй тектонический сдвиг, опять же в сторону интеграции в общественную жизнь основного национального массива израильтян, произошел в среде ортодоксальных евреев. Впервые значительная часть ортодоксов проголосовала пусть и за религиозную, но не ортодоксальную партию, лидеры которой – религиозные сионисты, участвующие во всех сферах израильской жизни, включая службу в армии. В ортодоксальном обществе тоже существует стремление к интеграции, к выходу из гетто, хотя, увы, наблюдаемый сдвиг еще небольшой и не такой кардинальный, как у арабов, но хочется надеяться, что эта тенденция победит. Отчаянное охранительство и высокие стены гетто контрпродуктивны, не только в общественном смысле, но, на мой взгляд, и в теологическом.
Очень умная и спокойная статья об Израиле, дорогой Наум. Впервые за долгое время на Снобе читаю такое именно израильтянина про тектонические сдвиги в общественном мнении страны. Спасибо. Ну, и обращу Ваше внимание на "тектонические сдвиги" на Снобе:) - может, пересилите себя и загляните на ленту в пост Бориса Аронштейна про "Роман с Графоманом..." Мне Ваш взгляд любопытен в принципе. Ну, а нет, так и нет...
Эту реплику поддерживают: Наум Вайман