Все записи
11:52  /  6.01.17

2228просмотров

И БУДЕТ ВАМ СЧАСТЬЕ… О ПЕРВОМ КАНАЛЕ И КАНАЛИЗАЦИИ ВООБЩЕ

+T -
Поделиться:

В ходе обсуждения моего недавнего поста о природе и смысле психоделических новогодних теле-мистерий была высказана с виду простая мысль – «Не смотрите первый канал и будет вам счастье…».

Но это лишь видимая простота, под которой таится если не бездна с шевелящимся под нею Хаосом, то уж точно – серьезная рытвина. Так просто, так торжественно и так назидательно тут не проедешь…

Поскольку же мысль эта была высказана почти что коллегой – психоаналитически ориентированным психотерапевтом, то мне захотелось по-серьезному на нее отреагировать и именно здесь, в кругу снобов, не чурающихся низких истин и возвышающего обмана, публично «добить» тему новогодних установочных транс-ляций.

Почему бы и нет, раз уж я нынче выступаю в странной роли разоблачителя тайн теле-мистерий. В странной и, добавлю, опасной роли – в античности за такое просто убивали. Например – Сократа, не только лично уклонившегося от прохождения таинств, но пытавшегося помочь своим друзьям и ученикам выйти из-под власти установочного воздействия последних, опираясь на ресурсы логики и разума.

И все же внимание более тысячи участников столь уважаемого мною интернет-проекта не позволяет бросить начатое расследование. Тем более, что сакральная декада, отведенная на таинство смерти и нового мистического рождения российского типа массовой идентичности, чуть перевалила за середину и мистерия «схождения в телевизионный ад» (как недавно ее совершенно точно, воспроизводя главный сюжет любого сакрального таинства, описал Макс Фадеев) еще в самом своем разгаре. Смесь эфира и алкоголя еще не до конца выветрилась из наших душ, и мы еще можем ухватить и проанализировать послевкусие пережитого.

А отмеченные мною в прошлой публикации кризис жанра медиа-таинств и явное ослабление их действенности позволяют не просто поговорить о них, но говорить о них именно правду и ничего, кроме правды. Ведь умирающий миф перестает быть основой жизни людей и его можно сравнительно безопасно проанализировать. И спокойно- ведь время еще есть- искать ему преемника…

 

Итак, напоминаю исходное утверждение: «Не смотрите первый канал и будет вам счастье…».

Как много линий для продуктивного аналитического рассуждения сконцентрировано в этой короткой фразе! И вправду, а что будет, если не смотреть TV, что при этом изменится? Кто такие – TV-люди и чем они отличаются от людей, порождаемых и поддерживаемых текстами, и от людей, порождаемых и поддерживаемых интернетом? Каково место «снобов» в этой триаде? И что такое счастье для каждой из этих типических ментальностей и, возможно, для всех их, вместе взятых? И самый сильный вопрос – а есть ли что-то по ту сторону экрана теле-видений?

 

Вот об этом я и хотел бы высказаться и, возможно, выслушать ваши снобистские размышления по поводу.

Начать же мне хочется с самого простого, а именно – что будет, если не смотреть исключительно «Первый канал»? За что он конкретно отвечает в системе теле-эфирного кодирования? И чем при этом занимаются прочие TV-каналы (и прежде всего – сакральная десятка «общероссийских обязательных общедоступных телеканалов», установленная Указом Президента РФ №715 от 24.06.2009 года)?

 

Сначала – немного (самый минимум!) глубокомысленных рассуждений.

Манипулятивные функции теле-видения могут быть сведены всего лишь к двум важнейшим задачам, к прочистке от постоянно нарастающих индивидуальных и групповых сопротивлений двух базовых каналов прохождения массовых психических реакций. Каналов вертикального и горизонтального. Каналов, без слаженной работы которых любой социум атомизируется и распадается на отдельных индивидов, связанных друг с другом исключительно прагматическими целями, реализуемыми под лозунгом «homo homini lupus est».

Эти каналы называются интроекцией и идентификацией. 

Интроекция (т.е. модельное уподобление другому, Я-Идеалу, и растворение в нем) лежит в основании всей пирамиды социальной субординации, отношений господства и подчинения, связи Детей и Родителей. Интроекция создает в душе каждого индивида импульс жертвенной самоотдачи, отказа от собственных желаний во имя надличностных целей и ценностей.

Идентификация же (т.е. фоновое массообразование, замена своего Я на Мы) формирует фундамент этой социальной пирамиды, создает возможность социальности как таковой. Она запускает социальное чувство в действие и формирует из отдельных людей с интроецированным Я-Идеалом единое социальное тело, некоего Левиафана, обладающего единой психической организацией, едиными аффектами, едиными реакциями и едиными смыслами.

 

Вот и все умствования. Ну а теперь – к конкретике. Попробую быть кратким; тем более, что речь идет о вещах хотя и сокрытых от «публики», но при ближайшем рассмотрении довольно-таки очевидных. Как и в любом иллюзионе…

«Первый канал», упомянутый в разбираемой «формуле счастья», традиционно исполняет задачу формирования и прочистки вертикальных каналов отечественной социальности. Он оперирует интроективными моделями и базовыми субординационными мифами, олицетворяя их и загружая ими своих зрителей. Главная цель психотехнологий данного уровня и данной направленности – формирование и закрепление базовой триады неосознаваемых, но действенных, «социальных аффектов»:  ВИНЫ, ЛЮБВИ И ЖЕРТВЕННОСТИ. Противоположный полюс неизбежной при этом амбивалентности проецируется на образ Врага, в данном случае – Врага дальнего, неодолимого и коварного, само существование которого оправдывает все вынужденные отказы и ограничения сферы персональных желаний. Образ этого Врага и все подробности его козней (и их результатов в иных странах) формируется специальными установочными новостными блоками и фоновыми новостными вставками. Общий фон канала – фобийно-паранойяльный.

Телеканал же «Россия-1» решает вторую из обозначенных выше задач – транслирует установочные запросы на идентификацию и оформляет динамику последней при помощи весьма специфических по содержанию и видеоряду сериалов и развлекательных программ. По сути дела, речь при этом идет о своего рода тренингах социальности, в ходе усвоения которых отыгрываются отдельные социальные роди и поведенческие модели. Побочным достижением подобного рода виртуального опыта является усвоении маркеров принадлежности именно к отечественному типу массы, к ее глубинной идентичности. В том числе – в виде унифицированных эмоциональных реакций на кодовые раздражители. На этом, условно – втором, канале прорабатывается сложнейшая пара массообразующих эмоциональных реакций – СМЕХ и ПЛАЧЬ. Необходимая для их усвоения фоновая тревожность (не говоря об уже описанной выше «фабрике страха» перед дальним Врагом) формируется на базе типических страданий героев и героинь, опускаемых в ад нелюбви и одиночества.

Я не случайной назвал канал «Россия-1» условно вторым. Тут нет и не может быть никакой субординации (не случайно оба проанализированных канала несут в своем названии и в своем логотипе единицу), они оба - первые. Решаемые ими задачи одинаково важны, и расслоение этих задач по двум каналам манипулятивного воздействия на массу телезрителей связано просто с их, этих задач, операционной несовместимостью. Они должны решаться сепаратно, но при этом – одновременно (как, скажем, работа анестезиолога и хирурга во время операции).

А результатом их единого воздействия как раз и является устойчивое социальное чувство и неодолимое влечение к массообразованию, которые лежат не просто в основе существования любого социума, но являются условиями самого его существования.

 

Все остальные телевизионные каналы уже отталкиваются от той формы и от того содержания массовой психики, которым отечественная масса обязана работе двух первых каналов. Но тот факт, что они, эти прочие каналы, существуют, означает, что они тоже потребны массе для каких-то менее фундаментальных, но все же – значимых целей. Эти каналы решают уже сугубо вторичные, прагматические, задачи, используя при этом уже созданные на «первых» устойчивые формы аффективных реакций и смысловых установок массы.

Анализ этих дополнительных задач может увести нас в дебри такого «многобуквия», что я, пожалуй, воздержусь тут от излишних подробностей.

Достаточно тут просто отметить заслуги газпромовского канала «НТВ» в поддержании и конкретизации столь необходимой социуму фоновой фобийности посредством культивирования образов «близкого Врага», чаще всего – преступника. Или, скажем, закрепление за питерским «5-ым каналом» задачи пресечения возможности «идентификации с преступником» посредством наглядной демонстрации фантастической мощи системы поиска и разоблачения выпавших из зоны социального чувства индивидов («Детективы», «След» и пр.). И т.д. Тут каждое лыко – в строку. Все «общероссийские обязательные общедоступные телеканалы» по-разному выполняют единую роль поддержания отечественной социальности как таковой. Вплоть исключительно спортивного и также газпромовского «Матч ТВ», к рамках эфиров которого, как, впрочем и иных многочисленных спортивных коммерческих каналов, происходит виртуальное отыгрывание зрителями того агрессивного сопротивления принудительной социализации, которое не удалось контейнировать в образы дальнего и ближнего Врага.

 

Ага, воскликнете вы, вот он – результат работы тех самых злобных кукловодов, которые оболванивают население и стоят на пути свободы и просвещения народных масс! Смотрите, что они творят! Как это подло – так явно и так злонамеренно манипулировать массовым сознанием!

И будете не правы… Современное телевидение, являясь сугубо коммерческой средой, работает с массой не напрямую, искусственно управляя ею (ах если бы!), а лишь в рамках более или менее точно угадываемого массового запроса на такое управление. Работает методом проб и ошибок, постоянного рейтингового тестирования каждого своего проекта и опираясь на уже проверенные и оттестированные прецеденты.

А нынешний кризис этого жанра связан не с потерей мудрости у стратегов и профессионализма у тактиков манипулирования массовыми процессами (таковых специалистов на самом деле на отечественных каналах в лучшем случае – единицы), а с изменением массового запроса на виртуальный опыт и его, этого запроса, явным расслоением. Отсюда – постепенная замена паранойяльных форм воздействия на шизоидные, смешение жанров и потеря базовыми каналами своей специализации. Все это добром не закончится, но сейчас мы говорим не об этом.

Вопрос был в другом – а что изменится (в психике индивидов и в массовой психике), если не смотреть ни «Первый канал», ни телевизор вообще? Что нас ждет в этой мистической «настоящей реальности», существующей вне того виртуального мира, который формирует для нас теле-видение и в которым все мы живем? И существует ли она, это «настоящая реальность»?

Свое мнение по этому поводу я предложу вам завтра. Тем более, что и грядущий Праздник наводит на определенные размышления.

А здесь и сейчас я авансом отвечу на сформулированный выше вопрос: а что будет, если не смотреть именно «Первый канал»? Или, скажем, не погружаться в транс-ляцию его антипода и двойника – «Анти-Первого канала» (я имею канал «Дождь» с его новогодним обращением Станислава Белковского и пожеланием «Не ты должен любить свою страну, а она должна любить тебя!»).

Счастья не будет точно… А будет страх, тьма кромешная и скрежет зубовный. Т.е. тот самый ад, который Макс Фадеев ошибочно обнаружил в самом телевидении. Чтобы поверить в это, достаточно вспомнить ситуацию, когда вещание базовых каналов на три дня (всего!) было прервано после пожара на Останкинской телебашне в августе 2000 года.

Ну а о причинах этой зависимости и альтернативах, появившихся с тех пор и способных снять российскую социальность с телеиглы, мы еще поговорим.

Кому, как ни снобам, публично презирающим «ящик для идиотов», держать обитателей этого ящика под квалифицированным присмотром?...

Комментировать Всего 4 комментария

Совершенно согласна с мыслью об интроекции. Но этим грешит не только Первый, но и любой телевизионный канал, любое СМИ, вообще любая общность индивидуумов со своей специфической ментальностью. Сознание большинства уже отравлено этим. Потребность соответствовать ожиданиям - сначала мамы и семьи, потом друзей, потом начальства... СМИ просто кладут, извините, вишенку на этот торт. Печально...

Несомненно... Интроективный порыв, как дыхание, становится условием существования уже в раннем детстве. Социализация изначально есть навязывание масок и ролей, без этого - никак. И все же, Лиза, я настоиваю на утверждении, что отстачно, и инерционно, но все же еще неодолимо именно телевидение подчиняет себе этот порыв и контролирует нашу социальность. Ну а "Первый" по традиции тут лидирует, отвечая за вертикать интроекции.

Эту реплику поддерживают: Лиза Питеркина

 Было время, когда социализация поддерживалась и без масс-медиа, ввиду их отсутствия. Потом для отдельно взятой страны важнейшими из всех искусств, по словам Ленина, стали кино и цирк, сейчас конечно телевидение уверенно заняло место цирка и заодно основного транслятора кино.

  Анализ вкладов двух первых каналов конечно интересен, но тут я ничего по существу сказать не могу. Ибо именно их не смотрю никогда. Как избегаю и всех остальных. Ибо именно там ад. Хотя допускаю, что для многих ад начнется без них - как депривация ада, своеобразное похмелье.

Эту реплику поддерживают: Владимир Медведев

Возможно это простое совпадение, Сергей, но в начале 80-х была создана специальная программа "Новогодний атракцион", где описанные мною телевизионные таинства разворачивались именно на цирковой арене под руководством иллюзиониста Игоря Кио. А в ассистентках у него там была Алла Пугачева. Делал, кстати, все это Евгений Гинсбург - один из самых профессиональных деятелей того периода в области массового катарсиса. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Лиза Питеркина