Все записи
19:59  /  28.08.17

378просмотров

Возвышенная музыка: органный концерт в поднебесье

+T -
Поделиться:

В нашу эпоху постмодернизма рекорды в музыкальной сфере уже не являются чем-то из ряда вон выходящим – исполнители увлеченно меряются достижениями: не только местами в чартах, но и, например, самым длинным названием произведения  или широчайшим диапазоном. Тем не менее, на прошлой неделе фонду «Бельканто» удалось установить весьма оригинальный и изящный рекорд, зафиксированный знаменитой Книгой Гиннесса – концерт органной музыки был проведен на небывалой доселе высоте, в пентхаусе башни «Империя» в Москва-сити, а это более 220 метров над землей!

Сочетание академической музыки, исполняемой на органе – инструменте, более привычном для собора или концертного зала, с современным пространством лофта рождало уникальный формат действия, а панорамные виды вечерней Москвы служили естественными декорациями –  они, конечно же, приковывали внимание зрителей, но как только начинала звучать музыка, все взгляды обращались к центру зала, где был установлен орган. На данном концерте использовался инструмент комбинированного типа, электромеханический, обладающий богатой палитрой тембров, что позволило музыкантам представить не только традиционный органный репертуар – токкаты Баха, Видора и Боэльмана, но также произведения, которые чаще можно услышать в оркестровой интерпретации, – «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Грига, порадовавшее своим прозрачным звучанием, и даже характерные танцы из «Щелкунчика» Чайковского, где орган подражал и томному звуку струнных в арабском танце, и пронзительно-свистящей мелодии пикколо в «игрушечном» китайском танце. Кстати, оба номера были исполнены в четыре руки Органным дуэтом Бельканто (Иван Царев и Анна Никулина), как и Соната для двух органистов ре минор – популярнейшее сочинение Густава Меркеля, которое, естественно, просто-таки просилось в эту программу.

Стоит отметить, что все солисты – и упомянутый дуэт, и органистка Ольга Кемова, несмотря на молодость, продемонстрировали отточенную виртуозную технику наряду с глубоким осмыслением исполняемых произведений, так что значимость концерта была обусловлена не только устанавливаемым мировым рекордом, но и высокохудожественностью происходящего. К слову, у небольшого двухуровнего зала на 58-м этаже, где и проходил концерт, обнаружились неожиданно неплохие акустические характеристики – звучание было равномерным в любой части помещения, не затухающим сразу, но и не слишком гулким, так что все быстрые пассажи и нюансы не «размазывались» в пространстве, а хорошо прослушивались. Как, например, в искрометных, красочных по регистровке «Вестминстерских колоколах» Луи Вьерна (солист – Иван Царев), где всё тот же жанр токкаты сочетается с традициями колокольных звонов, оказывая особое воздействие на слушателей. Столь же яркой и запоминающейся, хоть и противоположной по характеру, стала пьеса «Посвящение» современного композитора Алексея Сергунина (чья опера «Доктор Гааз» взбудоражила театральную Москву прошлой зимой), исполненная самим автором на электронном фортепиано в дуэте с органом.

То и дело к клавишникам присоединялись также исполнители на ударных инструментах –  в фрагментах из «Щелкунчика», конечно же, пошли в ход кастаньеты и бубен (Мария Маркевич), а в самом финале, уже вне основной программы, в «Тройке» Свиридова зазвучал малый барабан (Дмитрий Доринов). И признаюсь, никогда бы не подумала, что данный свиридовский опус в аранжировке для органа будет, простите за каламбур, столь органичным! Так что король инструментов в который раз подтвердил свой универсальный статус и оказался во всех смыслах на высоте.