Все записи
07:36  /  25.06.18

1000просмотров

О влиянии истории на жизнь людей.

+T -
Поделиться:

Эта тема гораздо важнее, чем многие считают. Немало достойных людей уже писали про невыученные уроки истории, убеждая нас не относиться к ней легкомысленно. Но тем не менее очень распространена точка зрения, что не нужно копаться в прошлом, нужно жить настоящим и смотреть в будущее. И эта мысль кажется по-своему логичной, особенно когда люди понимают, что история никогда не была точной наукой, в ней много тем вызывающих бесконечные споры.

Разница в том, с какой мотивацией браться за эту тему. Если мы хотим найти в истории подтверждение своим убеждениям (заблуждениям), мы не будем настоящими исследователями. Если мы там ищем основу для национальной гордости, мы её найдём или придумаем. Но это люди делают тогда, когда в настоящем гордиться нечем, а потребность испытывать это чувство высока. Это, по сути, комплекс неполноценности, который в определённые периоды свойственен как отдельным людям, так и народам в целом. Хотя в каждом народе всегда находятся люди не подверженные коллективным тенденциям. 

Если мы возьмём историю человечества в целом, мы обнаружим там много трагических событий, оставивших в людях свой след. В истории было много войн, эпидемий, катаклизмов, периодов рабства и тирании. Ни один народ не избежал этой участи. У всех есть страницы истории, которые хочется забыть. Иногда потому что там много боли, а иногда потому что там много позора, который тоже хочется спрятать. У некоторых народов эти события случились столетия назад, у других сравнительно недавно, создав свежие раны.

Есть народы, у которых определённого рода события повторяются регулярно, через десятилетия или даже столетия. На этот феномен нужно обратить особое внимание. Это как раз и есть свидетельство невыученных уроков. И оно не единственное. Есть ещё много других признаков, которые я хотел бы описать. Но будем двигаться по порядку.

Прежде всего стоит разделить трагические события на категории. Первая из них связана с природными катаклизмами. В этом нет вины людей. Урок здесь может быть только в том, чтобы научиться предсказывать такие события и быть готовым к ним. Например, научиться строить здания таким образом, чтобы землетрясения не могли их разрушить.

Вторая категория связана с эпидемиями. Здесь тоже часто нет прямой вины людей. Но иногда в истории человечества эпидемии возникали от разведённой антисанитарии, а также в результате развития скотоводства и другой хозяйственной деятельности. Урок тут заключался в том, чтобы научиться поддерживать чистоту и научиться лечить или предупреждать через вакцинацию вирусные заболевания.

Третья категория трагических событий связана с оборонительными войнами или с жизнью в оккупации, когда один народ захватывает и даже порабощает другой. Принципиальная вина здесь лежит на тех, кто начинает военную агрессию. Но подобная ситуация всегда является уроком и для тех, кого захватили. Он может заключаться в том, что нужно учиться обороняться. Хотя и это не универсальная стратегия. Она не поможет в случае многократного превосходства противника. Следовательно, нужно учиться дипломатии, заключать правильные союзы. Нужно развивать торговлю, чтобы соседние народы видели большую пользу в торговых отношениях с вами. Нельзя допускать междоусобицу, ослабляющую обороноспособность страны.

Четвёртая категория трагических событий - наступательные войны. Это не простая тема. Нередко слышу от представителей некоторых народов заявление о том, что они никогда ни на кого не нападали, а только оборонялись от внешних агрессоров. Особенно забавно это слышать от представителей крупных народов, входящих в большие давно образовавшиеся государства. Такие заблуждения связаны с тем, что во многих странах история в школах преподаётся выборочно и субъективно. Особенно этим грешат авторитарные и тоталитарные режимы. В таких странах обычно любят подчёркивать героические моменты истории и всячески прятать, скрывать или неверно трактовать позорные моменты. Очень часто агрессоры выдают себя за жертв вероломного нападения. Таких примеров множество.

Но нужно ещё учитывать то, что человечество менялось. Был длительный период истории, когда завоевательные войны были нормой. В исторической перспективе Александр Великий не выглядит абсолютным злодеем, несмотря на то, что в результате его завоевательного похода было убито огромное количество людей. Даже Наполеон, который исторически уже гораздо ближе к нам, не представляется однозначным злом. А вот Гитлер таковым считается.

Связано это с несколькими моментами. Во-первых, в 20 веке появились современные виды вооружений, с помощью которых можно убивать миллионы людей. Такое количество жертв выглядит уже запредельным. Во-вторых, Гитлер организовал и частично успел реализовать геноцид - уничтожение народов по этническому принципу. Конечно, в истории он был далеко не первым, кто это делал. Но всё же, важно отметить, что во второй половине 20 века человечество уже смогло нравственно эволюционировать до понимания того, что такую практику допускать нельзя. Это значит, что всё-таки какие-то уроки истории были выучены.      

Пятая категория трагических событий – это периоды рабства, крепостного права, деления людей по жесткой кастовой системе. Через это прошли все народы. Некоторые давно. Некоторые недавно. У ряда народов этот период затянулся. Поскольку речь идёт о внутренних событиях, люди внутри государства делились на тех, кто порабощает, и тех, кого порабощают. Ответственность в данном случае лежит на всех, по сути, на народе в целом. Ведь это означает, что одна часть населения была чрезвычайно эгоистична и жестока, вторая же слабовольна и труслива.

Какой урок мы можем извлечь из этого исторического опыта. Во-первых, история доказала, что рабский труд экономически менее эффективен, чем труд наёмных рабочих. Позитивная мотивация к труду работает гораздо лучше. Во-вторых, люди, долгое время жившие в рабстве (бывшие крепостными), не хотят брать ответственность за свою жизнь, не умеют отстаивать свои права, чаще всего не склонны к предпринимательской активности, но склонны к криминальным делам. Нужно несколько поколений свободной жизни, чтобы эта ситуация начала меняться. Властная элита в странах с подобным затяжным опытом часто безотчётна перед народом, авторитарна, коррумпирована и неоправданно жестока в своём силовом аппарате.

При этом изменить подобную столетиями сложившуюся практику трудно, поскольку запрос на неё происходит одновременно с двух сторон. С одной стороны, сам народ желает «крепкой руки» во власти, что, по сути является ностальгией по барину. С другой стороны, авторитарная власть всё время старается поддержать в народе именно эти настроения. Она это делает через искажённое преподавание истории в школе, через религиозные или идеологические институты, через телевидение и другие средства массовой информации. Она поощряет лизоблюдство и всячески наказывает вольнодумство. Свободолюбивые люди либо выборочно репрессируются, либо вытесняются за пределы страны.   

Пятая категория трагических событий, возможно, самая тяжёлая. Это массовые репрессии. По масштабам человеческих жертв репрессии сопоставимы с мировыми войнами. Но особая тяжесть состоит в том, что в данном случае одна часть народа уничтожает другую. Психологически легче погибнуть в бою с внешним врагом, чем быть не за что расстрелянным своими. Также психологически легче потерять близкого человека на войне, чем в лагерях, созданных собственным правительством. Репрессии по отношению к своему народу психологически можно сравнить с домашним насилием. Это всегда оставляет тяжелейшую травму. Это несправедливость, предательство близких, потеря доверия.

Часто у жертв домашнего насилия развивается стокгольмский синдром. Жертвы начинают оправдывать своих мучителей, принимая избиения и унижения как норму. Также бывает у народов, прошедших массовые репрессии. Не только потомки палачей, но и потомки жертв массовых репрессий часто ищут оправдания этим событиям. А боль и стыд, которые живут внутри, заставляют вообще отрицать или значительно преуменьшать эти трагические события.

Я наблюдал за людьми, пережившими тяжёлое домашнее насилие в детстве. Также знаком был с женщинами, пережившими домашнее насилие во взрослом возрасте. У всех этих людей был определённый психологический след: склонность к тяжёлым депрессиям, тяга к наркотикам или алкоголю, в некоторых случаях развитие более серьёзных психических заболеваний на почве пережитого стресса. В лучшей ситуации находились те, кто вспомнил все эти травмирующие события и осознанно старался справиться с их последствиями. Гораздо в худшей ситуации находились люди, которые не помнили об этих событиях или не могли о них никому рассказать. На них эти непроработанные травмы влияли чрезвычайно сильно. Это убивает человека изнутри.

Когда мы говорим про целые народы, механизм точно такой же. Если вы не помните, замалчиваете, отрицаете, вы не получаете естественное лечение. Это и есть невыученные уроки истории. У некоторых народов эти травмы огромны, и раны свежи. Порой кажется, что у народа нет сил это признать и преступить к осмыслению полученного опыта. Но делать это рано или поздно придётся. Иначе подобные трагические события повторяются.

Шестая категория трагических событий тоже крайне тяжела. Это гражданские войны. Иногда разделение народа происходит по этническому признаку, иногда по религиозному, иногда по классовому или идеологическому. Когда одна часть страны воюет с другой, последствия всегда тяжёлые. Это ослабляет государство, и оставляет тяжёлый след. Обиды некоторых малых народов могут длиться столетиями. Это, безусловно, отравляет жизнь.

Есть ещё одно тяжёлое последствие гражданской войны и массовых репрессий. Появляется огромное недоверие у людей друг к другу. Память об этих событиях учит человека строить высокие заборы, запираться на много замков, избегать чужаков, а также не спешить помогать незнакомцам, попавшим в беду. Нередко у таких народов наблюдается такой феномен: случайно встречая соотечественников в другой стране, люди стараются не показать своего происхождения, избежать встречи. Это очень показательно. Если эти процессы заходят слишком далеко, народ как таковой распадается.

Седьмая категория трагических событий – это революции. Как вы знаете, их называют революциями, когда они удались, и называют попыткой государственного переворота, когда они не получились! Но я бы разделил их на две другие категории. Первая категория - революции, которые приводят к более прогрессивной и справедливой форме правления, к более гармоничному устройству общества. Вторая категория – революции, которые наоборот, приводят к деградации общества, к авторитаризму, тирании, религиозному фундаментализму или тоталитаризму. В первом случае это оправдано и бывает неизбежным при смене эпох. Во втором случае это опасно и случается в результате каких-то негативных процессов в обществе. Иногда это неудачное стечение множества негативных обстоятельств, событий и процессов.

Есть ещё одна важная классификация революций: кровавые и бескровные. Гораздо лучше, когда они происходят бескровно. Даже если революция привела к более совершенной форме правления, но была очень кровавой, последствия будут тяжёлыми. Будут проявлены все те же болезни, на которые я указывал, описывая влияние репрессий и гражданской войны. Когда люди массово убивают своих соотечественников – это всегда тяжелейшая травма.    

Восьмая категория трагических событий, которую я частично уже упоминал, чрезвычайно тяжела. Речь идёт о геноциде целых народов. В эту же категорию можно отнести этнические чистки во время гражданских войн. Сюда же можно приплюсовать организованные погромы по национальному или религиозному признаку. Ужас этих событий связан с тем, что при этнических чистках и в лагерях нацистов уничтожались не только мужчины, способные к сопротивлению, но также женщины, дети и старики. Масштабы последствий таких событий даже трудно оценить.   

Если народы, организовавшие геноцид, не раскаялись, не признали свои преступления, огромное недоверие к ним со стороны других наций будет длиться очень долго. К общей радости мы знаем примеры раскаявшихся народов, признавших свои преступления. Это значительно оздоровило психологическую ситуацию, и в народе, совершавшем преступление, и в народе, подвергнувшемуся геноциду, и в человечестве в целом.

Но всё же, подавляющее большинство народов не любят признавать свои преступления, отрицают позорные для них исторические факты, оправдывают свои злодеяния предыдущими историческими событиями, в которых они пострадали. На этот момент я хотел бы особо обратить внимание. Я бы это назвал мультипликацией насилия.

Если вы изучите биографию массовых убийц, маньяков и насильников, практически всегда вы обнаружите, что они сами в детстве подверглись физическому, сексуальному или психологическому насилию. В человека входит некая разрушительная энергия, которая не позволяет ему нормально жить. Она ищет выход. Если человеку не оказать правильную психологическую помощь, есть большая вероятность того, что он направит эту энергию разрушения вовне, убивая и насилуя, или внутрь себя, совершая разные формы суицида. К медленному суициду можно отнести алкоголизм и наркотики.     

Народы, которые не выучили жестокие уроки истории, находятся в схожем положении. Они склонны к агрессии как во внешний мир, так и во внутрь. Только проблема в том, что нет таких великих психотерапевтов или шаманов, которые могли бы вылечить целый народ. Лечение нации складывается из намерения лечиться отдельных людей, которые проделав над собой определённую работу, побуждают к этому других. Они подают пример. Если такие люди окажутся известными и влиятельными, дело пойдёт быстрее.

Каковы же симптомы у народа, массово не усвоившего уроки истории? Их очень много. Но, как правило, они все присутствуют. В такой стране будет низкая продолжительность жизни, особенно среди мужчин. Это связано с тем, что тяжесть непроработанных коллективных травм побуждает к алкоголизму, наркомании, к повышенной криминальности в поведении. У этого народа всегда будет колоссальная разница в уровне жизни между самыми богатыми и самыми бедными. Одни слишком эгоистичны, другие слишком безвольны. Пережиток рабовладельческой и рабской психологии. В такой стране будет системообразующая коррупция, охватывающая все ветви власти. Как следствие, безответственное отношение к окружающей среде: загрязнение рек, вырубка лесов. В такой стране будут брошенные дети и старики. Отчасти это связано с алкоголизмом и наркоманией. Но настоящие причины глубже.

Некоторые представители таких народов считают, что во всём виновата бедность. Нужно только решить экономические проблемы, и всё остальное наладится. К сожалению, это не так. Много стран из этой категории буквально сидит на огромных природных ресурсах. Когда на мировом рынке поднимаются цены на эти природные ископаемые, в подобные страны вливаются гигантские потоки денег. Но все вышеперечисленные проблемы не решаются, несмотря на некоторое повышение уровня жизни. Наоборот, попутно приходят другие беды. Легко полученные деньги вызывают приливы необоснованного национального самомнения. Политика в таких странах в становится агрессивнее по отношению к окружающим их народам.    

Некоторые считают, что всё изменит смена власти, смена конкретных персоналий во власти. К сожалению, изменит не всё. При благополучном сценарии это может запустить верные процессы, которые через какое-то время дадут позитивные результаты. Но если не будет проделана работа по осмыслению истории, особенно той части истории, которая связана с преступлениями по отношению к собственному народу и к другим народам, то всё снова пойдёт по тому же самому кругу.

Кто-то может ошибочно решить, что здесь речь идёт об отвлечённых моральных категориях. Это не так. Речь идёт о здоровье наций. И даже не только психическом, но и физическом. Научные исследования доказали, что сильный стресс вносит изменения на генетическом уровне. Массовое насилие, которое пережили наши предки в войнах, революциях и в периоды репрессий, – это гораздо больше, чем просто стресс. Немногие понимают, какой объём информации передан нам на генетическом уровне нашими предками. Пережитое ими страдание вошло в нас «с молоком матери», которое она в свою очередь тоже впитала в детстве.

Как это ни странно, я впервые столкнулся с подобной темой на аутентичных шаманских церемониях в Амазонии. До этого тема влияния истории на людей меня не сильно беспокоила. Но войдя неожиданно для себя в глубокий транс (это всегда неожиданно, особенно когда впервые), я увидел то, что назвал для себя разными слоями бессознательного. Также это можно назвать слоями глубинной памяти. Самое главное, что ты понимаешь, что это объективно существующая реальность твоего внутреннего, а значит, субъективного мира. Удивительный парадокс, который не понятен, пока не встретишься с ним. Но ещё древние греки говорили: познай себя, и ты познаешь мир.

 Этот подход, конечно, не отменяет традиционные способы знакомства с историей. Можно читать книги авторитетных историков, можно изучать архивы. Но в реальности начинающий интересоваться историей человек может оказаться в трудной ситуации, если первый авторитетный историк окажется сторонником очень специфических теорий. А таких немало. Я, например, сталкивался с тем, что среди профессоров МГУ были люди с очень ангажированными взглядами на историю.

 В этой связи я считаю, что мне повезло в том, что я начал знакомиться с историей через погружения в глубинную память на шаманских церемониях. Во мне сформировалось нечто такое, что позволяет отличать ложь от правды, реальные факты от фейков, позволяет видеть мотивы человека, написавшего какой-то текст или читающего лекцию, помогает распознавать приёмы манипуляции. 

Что же это за глубинная память, открывшаяся людям на церемониях аутентичных шаманов? Первый слой памяти – твоя личная история, начиная с раннего детства и даже с утробы матери. Второй слой – история твоей семьи, включая умерших предков. Третий слой бессознательного – история твоего народа. Четвёртый – история человечества. Это не финал. Но о следующих слоях написать сложнее. Даже до третьего слоя в ясном сознании дойти трудно. Нужно успевать перерабатывать большие объемы информации на высокой скорости.

Подлинная информация не приходит откуда-то извне. Она живёт в нас. В нашем теле, в крови, в генах. В своих неосознаваемых ощущениях мы имеем это всё в любую секунду нашей жизни. Через специальную технологию, которую за тысячи лет практики разработали малые народы в Амазонии и некоторые малые народы в Мексике, можно прочитать то, что буквально записано в нас. Это бывает болезненно. К этому нужно быть готовым. Очень важно попасть к мастерам, которые знают эту шаманскую технологию целиком. Таких очень мало. Нужно твёрдое осознанное решение погрузиться  в себя. Это как принять эликсир правды. Но правды, прежде всего, для самого себя.

Вначале открывается много правды о нашей собственной жизни. Это тоже бывает болезненно. Никто из нас не святой и не является воплощённым совершенством. Всегда есть, что осознать и исправить. Затем будет слой памяти, связанный с нашей семьёй. Могут всплыть тяжёлые моменты. Но мы в силах многое изменить, включая следы на генетическом уровне. Я убеждён в этом. И видел тому впечатляющие доказательства. А если вам открывается информация с третьего и четвёртого слоя, значит, вы можете влиять и на эти масштабы. Для сознания нет пределов.

В моём видении шаманские церемонии – это такой способ ускоренного прохождения процесса психической эволюции. Вначале ты лечишь своё собственное я. А дальше сознание расширяется до всё больших масштабов, и ты начинаешь понимать, что и это всё имеет отношение к тебе. Мы несём ответственность не только за себя, но и за весь мир, который нам доступен в нашем восприятии. Чем больше человеку дано узнать, тем больше ответственности вместе с этим знанием он получает.

Всегда можно попробовать уснуть, забыться, уйти с головой в мелкие проблемы, чтобы снизить уровень ответственности, чтобы кто-то другой взвалил это всё на себя. Но стоит ли это делать? Или всё-таки лучше стать частью процессов, ускоряющих эволюцию психики и развивающих общество? Для меня кажется логичным стараться сделать мир лучше. Ведь мы в этом мире живём!   

https://odisseia.club