Все записи
07:05  /  14.11.18

1193просмотра

Познание близкого!

+T -
Поделиться:

Меньше всего мы знаем о том, что ближе всего к нам. Парадокс, о котором я думаю в последнее время. Что мы знаем о своём внимании, которым пользуемся непрерывно? Что мы знаем о своём уме? Что такое наше воображение или память, и как они связаны с нашими чувствами? Мы живём среди этого ежесекундно. Но когда заходит разговор о таких вещах, мои собеседники в жизни или в интернете чаще всего выдают какие-то штампованные ответы из книг. Кто-то из религиозных, кто-то из научных, но чаще из каких-то эзотерических или восточных учений, донесённых современными авторами. Люди, не обдумывая и не подвергая критике, могут легко транслировать такие идеи, как необходимость отбросить своё эго или убить ум. Хотелось бы знать, что тогда останется!

В данном случае поражает то, что материал для изучения всего находится перед нами. У нас есть огромное количество времени для изучения и познания через прямое самонаблюдение. Но этого почти никто никогда не делает. Очень редко кто-то прилагает для этого сознательные усилия.

Возможно, этот способ познания труден? Я бы так не сказал. Он не труднее, чем многие другие вещи, которые люди изучают. Скорее дело в другом. Этот способ познания обесценен.

Сначала его обесценивала религия, дав готовые ответы. Она утверждает, что нужно просто верить, не нужно познавать. Это даже закреплено в библейском мифе. Не нужно вкушать плод познания. Нужно оставаться невежественным относительно своего внутреннего мира, а просто верить в некий миф, который предлагается как окончательная истина. У каждой религии этот миф немного различается. Но суть не меняется. Познание не нужно. Нужно верить.

Затем самонаблюдение обесценивала наука. Она учит, что изучать нужно мир объектов вокруг. Но она совсем не предлагает изучать субъект. Она как бы считает, что с субъектом и так всё понятно. Стоит изучать только внешнее по отношению к нашему сознанию. А если пытаться изучать сознание, то только через мозг как внешний объект для наблюдателя. Наука за последние столетия бесспорно добилась многого. Но я совсем не согласен с утверждением, что она подошла близко к тому, чтобы понять природу сознания.

Я глубоко убеждён, что сознание и все его инструменты, такие как внимание и ум, со всеми сложными механизмами психики познаются только через прямое самонаблюдение.

Есть ещё одна причина, почему люди этим видом познания почти никогда не занимаются. Оно кажется им бесполезным. Вы не получите за это оценку в школе, диплом об окончании высшего учебного заведения, научные степени. Куда вы можете устроиться с этим знанием? Какой в нём практический смысл?

На своём опыте я пришёл к выводу о том, что практический смысл такого познания крайне недооценен. Дело в том, что мы не просто ничтожно мало знаем о внимании, уме, воображении, памяти и чувствах, с ними связанных. Это всё работает в нас в неуправляемом режиме. Наш ум по сути чрезвычайно хаотичен. В этом легко убедиться, если хоть раз понаблюдать, как он решает какую-нибудь задачу.

Я в детстве играл в шахматы. И я помню впервые об этом задумался тогда. Почему ум, считая варианты развития игры, часто перепрыгивает с одного варианта на другой, не досчитав до логического конца. Чуть позже я прочитал в одной книге, как гроссмейстер Котов описывал этот процесс. С этим сталкиваются все шахматисты. Хотя есть безусловно люди-феномены, которые могут, как когда-то гроссмейстер Рети, играть одновременно много партий вслепую. Или есть люди, которые могут мгновенно перемножать большие числа. У таких людей развито определённое качество ума. Но это не значит, что они понимают всё его устройство и стали его полноценными хозяевами. Такую задачу редко кто ставит перед собой.       

Также через самонаблюдение мы можем быстро узнать, что мы не управляем своим эмоциональным миром. Мы также очень мало о нём знаем. Можно обнаружить, что, например, через воображение, которое, в свою очередь, нам не подконтрольно, запускаются разные эмоции. Часто они неадекватны ситуации и только мешают нам в жизни. Мы можем обидеться, испугаться или воодушевиться там, где реальной причины для этого нет. Очень часто наш ум через воображение создаёт нам иллюзорную версию реальности. Из-за этого мы совершаем много глупостей в жизни.

Но почему это происходит? Ведь ум должен быть нашим инструментом? К сожалению, это не так. Он станет нашим иструментом только с появлением хозяина. Но откуда возьмётся хозяин и кто он такой? Я считаю, что хозяин появляется по мере развития сознания и таких его качеств, как воля и свобода внутреннего выбора. Это такое состояние, когда мы осознанно выбираем, как нам думать, как реагировать на ту или иную ситуацию и многое другое. Это когда хаотичность процессов ума и психики в целом сменяется на упорядоченность, когда появляется единый центр управления.

Это не происходит вдруг. Это не происходит быстро. Это длительный путь ежедневной практики. Но основным методом становится самонаблюдение. Прежде чем что-то изменить, нужно как следует это рассмотреть. Вы не можете в своей психике что-то качественно изменить, руководствуясь книжным знанием. Вы сами должны увидеть и узнать, как там внутри всё устроено. В этом главное отличие от науки. В науке любое открытие служит всему человечеству, даже если почти никто его не понимает, как в случае с открытиями Энштейна. В данном же случае, сколько бы гениев до нас не узнали, как функционирует их ум и психика, нам придётся всё открывать самим. Потому что именно мы должны развить своё сознание и стать хозяевами своего внимания, ума и чувств.

Так получилось, что я занялся этой темой в 13 лет, когда познакомился с некоторыми восточными практиками. Потом, пройдя множество школ, учителей, удачно и менее удачно в разные периоды жизни продолжал развивать эту практику самонаблюдения и познания себя. В последние 15 лет я перешёл к практикам шаманизма в сельве Амазонии и в Мексике. Испытав впервые в 2003 году в Перу их эффективность, я стал регулярно проходить церемонии с Аяваской, Пейотом и другими растениями в компании аутентичных шаманов. Прежде всего это отлично помогает проверить результаты твоей предыдущей работы, узнать, насколько в состоянии сильного транса ты можешь поддерживать уравновешенность процессов психики. Но ещё более важно для меня то, что в аутентичных шаманских церемониях тебе могут открываться  огромные области психики, о которых ты раньше даже не подозревал. Подобные практики дают новое большое пространство для познания себя. В аутентичном шаманизме накоплен огромный уникальный опыт работы в этой сфере. На данный момент для меня это представляет наибольший интерес. Это также помогает поддерживать своё тело в более здоровом состоянии. Но на тему шаманизма и работы аутентичных шаманов подробнее я уже писал в других моих статьях, которые можно найти на сайте  www.odisseia.club   

Подводя итог моим размышлениям, я хочу написать о том, что путь познания через самонаблюдение может менять не только конкретного человека, занявшегося этим. Если такой способ познания прививать с детства, хотя бы сообщать детям, что такой путь есть, это может качественно изменить наше общество. Очень много бед в этом мире - от психологической незрелости людей, от того, что хаос своего внутреннего мира люди в разных формах выплёскивают вовне, в наш общий мир, в котором мы живём. И это можно постепенно менять.