Все записи
17:16  /  10.09.18

833просмотра

Главный редактор «Альпины Паблишер» Сергей Турко: «Главное – не бояться пробовать»

+T -
Поделиться:

Продолжаю диалоги с книгоиздателями, начатые на площадке Bookscriptor. В этот раз мы поговорили с главным редактором издательства «Альпина Паблишер» Сергеем Турко о сегменте деловой литературы и о том, какова ее специфика в России.

___________________________________________________________________________________

«Альпина» — российская издательская группа, выпускающая книги по бизнесу, психологии, философии, истории, естественным наукам, личной эффективности, книги для детей и родителей.

В группу входят издательства «Альпина Паблишер» и «Альпина нон-фикшн», проект «Теории и практики», а также подразделения Alpina Digital и «Альпина B2b».

«Альпина Паблишер» существует с 1998 года. В редакционном портфеле такие мировые бестселлеры, как «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд, «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови, а также книги Филипа Котлера, Майкла Портера, Ричарда Бренсона, Михаила Лабковского, Ирины Хакамада, Михаила Зыгаря и других известных российских и зарубежных авторов. 

- Сергей, в этом году «Альпина» отмечает свое 20-летие и на днях вы получили премию «Ревизор» как лучшее издательство года. Как бы ты охарактеризовал книги, которые вы выпускаете?

- Это книги, ценные и полезные с практической точки зрения – про управление бизнесом, по развитию определенных навыков, как личных, так и профессиональных. Книги, которые дают знания о том, как изменить жизнь к лучшему. Наш редакционный портфель затрагивает почти все тематики в области нехудожественной литературы, хотя есть темы, с которыми мы не работаем.

- Например?

- Мы не издаем книги про диеты и книги, посвященные конкретным видам спорта (хотя книги о здоровом образе жизни в нашем портфеле есть), не издаем эзотерику и религиозную литературу. Но на эксперименты идем охотно. Пару лет назад, например, сделали «Карманную книжку для приезжающих на зиму в Москву» (переиздание труда 250-летней давности). Это такая «глянцевая книга» времен Екатерины II,  только в современной орфографии.

- Вот ты сказал о полезности. Но как измерить коэффициент полезности книги? Вот вы издаете много историй успеха…

- Здесь нет и не может быть четких критериев. Как оценить личностный рост? Или уровень счастья? Читая про чужие истории успеха, стоит думать не о том, как повторить путь автора или как «натянуть» его историю на себя – это вряд ли возможно. Важнее понять, что пути к успеху у всех очень разные. Самое главное – не бояться пробовать.

Любую историю успеха пишут уже постфактум, невозможно написать ее заранее. Кому-то повезет, а кому-то нет. Фактор удачи нельзя отрицать, ее влияние огромное. Поэтому, читая любую историю успеха, не забывайте, что помимо всех несомненных заслуг автора или героя книги, ему еще, скорее всего, в чем-то повезло.

- Если говорить про удачу, то нельзя не вспомнить о премиях. Есть ли специализированная премия для авторов деловой литературы?

- Да, есть премия PwC «Деловая книга года в России». В 2018 году наша книга «Анти-Титаник» Ярослава Глазунова стала победителем в номинации «Лучшая книга российского автора». Еще есть премия за лучшую бизнес-книгу, которую вручает «ОЗОН»… Вообще премии хороши для того, чтобы привлечь внимание общественности к той или иной книге, к тому же они часто предполагают некоторое материальное вознаграждение, которое для писателей/поэтов тоже играет роль.Также любая премия – это хороший информационный повод и для СМИ, и для каналов дистрибуции.

Но у премий есть и минус – это объективность экспертного совета или  жюри. Писательство все же вещь в той или иной степени политизированная, субъективная, вспомните ту же «Нобелевку». В общем, писатель, не получивший премию, никак не хуже того, кто ее получил, – это читателям лучше не забывать.

- Относительно недавно читала интервью Подкосова (генеральный директор «Альпины нон-фикшн» – прим.) о том, что тиражи бизнес и нон-фикшн литературы выросли на 30 % – это действительно так? И если да, то с чем это связано?

- Формально бизнес-литература входит в нон-фикшн. Наша выручка в  2017 году по сравнению с 2016 годом выросла примерно на 40 %. Это очень хороший показатель, особенно с учетом того, что число новинок, издаваемых нами за календарный год, не выросло (примерно 120 новых книг в год от «Альпины Паблишер»).

Если говорить в целом о рынке, то есть некая уверенность, что прекратилось падение и начался легкий рост. Но стоит смотреть на каждого издателя отдельно, так как в разных издательствах ситуации разные.

При этом книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ – прим.) по-прежнему ужимается, в этом году по площади она примерно на треть меньше, чем в прошлом году.  Хотя уровень организации самой ММКВЯ заметно вырос, да и медийный интерес и интерес со стороны блогеров к книгам – растет.

- Это симптоматично – сокращение площади?

- Кто раньше присутствовал на таких выставках? Да помимо издателей кого там только не было: продавцы лаптей, иван-чая, всяких оберегов! Теперь же я таких непрофильных участников не заметил. Все те, с кем я хотел встретиться, все были. То есть заметные игроки издательского рынка по-прежнему считают важным участие в подобных выставках. Какой-то более точной статистки у меня нет.

- Кстати, а статистические статьи Харитонова на Горьком не читаешь?

- Не читаю, хотя, наверное, стоит. О том, что и как продается, я узнаю из рейтингов книжных магазинов, анализирую нашу внутреннюю статистику продаж. Также мы отслеживаем международные книжные рейтинги. Есть куча рейтингов на тему «Что читает Билл Гейтс?» и мы, конечно, обращаем на них внимание, но в 99% случаев оказывается, что мы заранее знали об этих книгах и уже их обсудили на редсовете. Благодаря хорошим профессиональным отношениям с правообладателями, мы первыми получаем информацию о готовящихся к изданию книгах во всем мире. Так что информации нам хватает.  

- Получается, ты отслеживаешь тренды?

- Обязательно! Но дело в том, что когда какая-то тема попадает в тренд, то довольно скоро выходит 25 тысяч книг сразу об одном и том же. Для нас самое главное не попасть в тренд, а найти крутого автора, настоящего специалиста своего дела, который хорошо раскрывает тему, причем любую, даже которой еще нет в списках книжных бестселлеров. Если ты встречаешь человека, который умеет говорить – это важно. Слушать профессиональных людей всегда интересно! Про грибы, про вирусы, про мастерство судмедэксперта – в любой сфере, мы ведь в том числе популяризаторы науки. И наша задача – заинтересовать людей новыми областями знаний, сделать их жизнь интереснее. У нас есть миссия, ее краткую формулировку вы найдете на обороте каждой нашей книги: «Знания, которые меняют жизнь».

- А расскажи подробнее, как формируется редакторский портфель «Альпины»?

- Самыми разными способами: это и рекомендации коллег и знакомых, и собственная аналитическая работа, ну и случайность, конечно же. Например, один наших бестселлеров 2016 года, книга «Пиши, сокращай» Ильяхова и Сарычевой, появилась так. Ильяхов у себя на сайте анонсировал, что пишет книгу и ищет издателя, там даже был примерный макет, который нам очень понравился. Кристина Ятковская, нынешний главред сайта alpina.ru, была с Максимом знакома, и предложила книгу на редсовет. Завязался диалог по поводу книги: сроки, работа над макетом, дизайн. Многие другие кандидаты на издание этой книги вышли из игры, посчитав (как я полагаю), что издание будет для них слишком дорогим, потому что книга получалась цветной и очень толстой, более 400 страниц. А в издательском мире объем — самый критичный фактор себестоимости. Тем не менее, мы рискнули и пошли против экономического расчета. И оказались правы: с тех пор мы продали более 130 тысяч экземпляров.

Так что никакие исследования не дают 100% уверенности в том, что будет продаваться, а что нет. Мне нравится «Альпина» и подход наших акционеров тем, что «Альпина» – это не только про деньги: у нас всегда есть право на риск. Иногда мы принимаем решение об издании не только исходя из экономики проекта, а еще и просто потому, что книга нам [редакционному совету] нравится. И всегда рады, когда наша вера в книгу подкрепляется большим количеством проданных копий.

- Сколько вы изначально закладывали в тираж?

- Первый тираж «Пиши, сокращай» был 3000. На допечатку книга ушла еще до начала продаж: такой огромный был объем предзаказов. Допечатали один тираж, потом второй. И все равно переживали, что аудитория автора и интерес к теме может иссякнуть. Но этого не произошло, книга стала базовой по теме и популярна до сих пор.

- А бывают ли у вас книги, которые авторы пишут «на заказ»?

- Нет, хотя, например, с автором книги «Властелины бесконечности» Юрием Михайловичем Батуриным мы просто нашли друг друга, скорее так. Обоюдный интерес – он был готов писать, а мы издать. Хотя тот факт, кто именно мы предложили Юрию Михайловичу написать книгу,  отчасти дает ему право говорить, что он писал на заказ. 

- Каково вообще соотношение русских авторов и зарубежных в «Альпине Паблишер»?

- 30 на 70 в пользу западных.

- А есть ли шанс у начинающего неизвестного автора?

- У нас нет фильтра возрастного, гендерного, политического, вообще никакого – важны только тема и автор. Тема должна быть хорошо раскрыта, автор должен быть специалистом. Очень часто авторы предлагают встретиться, поговорить, обсудить что-нибудь – я сразу им говорю: напишите о себе пару слов и присылаете текст. Все. Как в «Докторе Хаусе», которому не нужен даже пациент: кроме текстов (диагноза) больше ничего и не требуется. На первом этапе знакомства мне нужен только текст, а все остальные детали потом выясняются на этапе обсуждения. Если автор написал книгу на тему, в которой хорошо разбирается, то это может представлять для нас интерес, но назвать даже примерный перечень тем, нам интересных, заранее я не могу, да и не буду: нас интересует всё в области нехудожественной литературы, зачем себя ограничивать?

- Есть ли какая-то модель успешной издательской стратегии?

- Успешная издательская стратегия вообще редко формируется через четкий план, скорее это набор попыток, где успешные результаты анализируются и закрепляются. 20 лет назад издательство начинало с трейдинговой литературы, а потом, через ряд попыток, расширилось до деловой литературы, а потом и до нехудожественной. Если бы мы продолжали работать только в деловой нише, глядя на высеченную в камне стратегию, не было бы у нас ни Зыгаря, ни Лабковского, ни Ильяхова, не было бы «Тонкого искусства пофигизма». Кроме этого, издавать книги на одну и ту же тему весьма скучно. Каждому, кто делает книгу в издательстве, должно быть интересно, ведь книги делаются долго, по полгода. Важно, чтобы был интересен результат своего труда, важно видеть новые идеи, подходы, взгляды. Вот – вернусь к «Властелинам бесконечности» Юрия Батурина о космосе – книга писалась два года. Сейчас многих интересует тема космоса, но про нее пишут только астронавты, а русские не пишут. Большими усилиями удалось найти русского космонавта, который написал на эту тему. Очень надеюсь, что книга будет хорошо продаваться.

- Российский рынок бизнес-книг котируется на Западе?

- Нет, конечно. Он никак не выходит за пределы СНГ. Имидж России, к сожалению, весьма неоднозначен на Западе. Хотя русский менеджмент в чем-то иногда даже лучше и успешнее, чем западный. Но наши топ-менеджеры еще не привыкли обобщать свой опыт и не умеют так хорошо придумывать разные методы и концепции (вспомним того же Джима Коллинза). Чаще всего успешным российским управленцам просто не хватает времени на книги: работа, работа и работа. А вот художественные книги на Запад экспортируется вполне успешно.