Все записи
10:12  /  13.10.16

3990просмотров

О зоне комфорта

+T -
Поделиться:

По интернету гуляет шутка, быстро ставшая мемом: «Большинство книг по личностному росту сводится к тому, что человек из Беверли Хиллз советует человеку из Магадана выйти из зоны комфорта». Штука смешная, и в ней есть доля правды. 

Однако большинство из нас ассоциируют словосочетание «зона комфорта» лишь с печью Емели. В нашем представлении нежелающий выйти из зоны комфорта человек тот, кто ленится делать карьеру, ищет легких путей, боится бросить работу с высоким окладом ради собственного бизнеса. Нас сбивает с толку слово «комфорт», нам кажется, что «зона комфорта» - это уютное и безопасное место. Однако это далеко не всегда так.

Я упоминал о зоне комфорта в своей заметке про личную стратегию: https://snob.ru/profile/30749/blog/114819, теперь стоит рассказать об этом чуть подробнее.

Тысячи женщин живут с мужьями-алкоголиками, часто даже если это нельзя оправдать никакими рациональными доводами («ради детей» и т.д.). Сторонний наблюдатель не увидит в этом ни малейшего смысла – лучше уж жить одной, чем с пьющим, бьющим, ни в грош не ставящим жену мужиком. Однако они продолжают нести свой крест просто благодаря наличию в их головах мощной установки на то, что жить одной, без мужа, еще хуже. Им тяжелее остаться в одиночестве, чем выносить очередной мужнин запой. И в этом смысле их брак – зона комфорта, как ни дико это звучит на первый взгляд.

Зона комфорта – это положение, которое на самом деле может приносить человеку огромный дискомфорт. Но он не выходит из него потому, что перемены страшат его еще больше. Такие люди на рациональном уровне могут осознавать всю плачевность ситуации и необходимость перемен, но на эмоциональном уровне сталкиваются с блоком, преодолеть который почему либо не в силах. Всякий раз, когда вы видите человека, который очевидно мучается, но упрямо ничего не делает чтобы изменить ситуацию, знайте – он находится в своей зоне комфорта. 

В бизнесе нежелание выйти из зоны комфорта может обходиться очень дорого. Самый простой пример – слишком долгое увольнение заведомо неэффективных сотрудников. Тяжелый разговор, ввод нового сотрудника в команду – это дискомфорт, погружение в который мы всячески откладываем, давая сотрудникам «второй шанс».

Многим собственникам скучно заниматься оперативным управлением, и они фокусируют все свое внимание только на своих любимых игрушках. Например, занимаются только производством, только безопасностью или только маркетингом, «делегируя» все остальное подчиненным. И это правильно, но только в том случае, если все остальное делегировано профессиональным и заинтересованным управленцам, и владелец все же хотя бы время от времени просматривает отчеты и следит за ситуацией. И если в «зоне делегирования» происходит сбой, он должен выйти из зоны комфорта и вмешаться, но многие так и продолжают возиться с любимыми детищами, словно надеясь, что проблемы как-нибудь рассосутся сами собой.

Однажды мне довелось работать с собственником, считавшим, что он построил мощное, высокотехнологичное предприятие. На самом же деле парк оборудования представлял собой десяток разномастных станков сильной степени изношенности, в основном купленными б/у. Завод требовал глубокой модернизации, но собственника раздражали любые предложения вложить деньги в оборудование, поскольку это выводило его из его личной зоны комфорта, разрушало его собственные представления о себе как о совладельце мощного производственного холдинга.

Другой измерял успех своего бизнеса исключительно объемом выпуска. В иные отчеты он почти не заглядывал, а почти случайно нанятого опытного им финансиста выгнал, когда та попыталась указать ему на очевидные кассовые разрывы.

Один из наших нынешних клиентов, создающий уникальный для российского рынка продукт, испытывает проблемы с продажами. Он не один год пытался интуитивно нащупать решение, и потратил на это немало сил и средств, однако заметного результата так и не добился. Мы порекомендовали ему привлечь для изучения потребителя специализированное маркетинговое агентство, многократно доказавшее свою профессиональную состоятельность. Агентство предложило клиенту вполне разумную цену (в Москве столько получает в месяц приличный маркетолог), однако клиент отказался под предлогом отсутствия средств. Истинная причина же состоит в страхе выйти из зоны комфорта – клиент никогда раньше не заказывал маркетинговые исследования, не пользовался этим инструментом и боится рисковать, хотя сам признает бесплодность попыток решить проблему своими силами.

Руководители, сутками напролет тщащиеся вдохнуть жизнь в придуманные ими, но оказавшиеся нежизнеспособными проекты тоже не хотят покидать зону комфорта. Им проще сидеть до ночи в офисе (тем более, что это можно выдавать за преданность своему делу), чем признаться в собственных ошибках. Но самый важный, на мой взгляд, и самый губительный для российского бизнеса отказ от выхода из зоны комфорта – это поиск решения проблем компаний исключительно внутри них. Столкнувшись с падением выручки или прибыли, руководители энергично принимаются за снижение издержек, оптимизацию бизнес-процессов, автоматизацию учета. Все это, безусловно, очень важно, но жизнь учит, что падение ключевых показателей в 99 случаев из 100 связано с тем, что ваша компания перестала создавать для своих потребителей ценность, за которую они готовы платить. И что диагностику проблем нужно начинать с маркетинга, с клиентов. Однако это сложно, непонятно, непривычно. И потому сотни руководителей по всей стране предпочитают оставаться в зоне комфорта. Как в старом анекдоте – ищем не там, где потеряли, а там, где светлее.

Выход из зоны комфорта (и в жизни, и в бизнесе) должен начинаться с осознания самого факта, что вы в ней находитесь. Сказать это, разумеется, проще, чем сделать. Однако если вы достаточно честны с собой, шансы есть. Первый признак «зависания» в зоне комфорта – отсутствие перемен в жизни при декларируемом желании их добиться. Если вы чего-то очень хотите (похудеть, бросить курить, больше общаться с семьей, запустить новый проект), но у вас годами не хватает на это времени, сил, денег – значит, вам на самом деле лучше там, где вы есть. Женщина, которая хочет страдать, всегда найдет себе мужчину, который заставит ее это делать. Мужчина, который хочет к маме, всегда найдет себе женщину, которая возьмет на себя эту роль, и будет жить с ней, постоянно жалуясь всем друзьям на домашнюю тиранию.

В бизнесе зоной комфорта может быть все, что угодно. Например, любимые сотрудники, неэффективные, но привычные, с которыми вам проще. Продукты и методики, уже почти бесполезные сейчас, но так хорошо работавшие недавно. Типичный обитатель зоны комфорта – предприниматель, владелец бизнеса, вечно уставший, издерганный, вечно вмешивающийся в мелочи и жалующийся друзьям на безволие и интеллектуальную немощь подчиненных. Он повсюду – то в отделе продаж, то на производстве, то на складе, везде руководит, управляет, подсказывает. Разумеется, при таком начальнике выживают только анемичные и безвольные сотрудники, покорные воле шефа. На самом деле, несмотря на всю усталость и раздражение, это – его зона комфорта. Он самоопределился как бизнесмен, жертвующий всем ради своего детища. Когда он читает, что Илон Маск купил матрац, чтобы спать на своем заводе, он испытывает фрустрацию и зависть. Может, ему тоже нужно? Вместо того, чтобы нанять нормальных толковых сотрудников, он изводит себя и семью, желая, чтобы все видели, как он много работает.

Несколько наших клиентов на наших глазах сумели преодолеть похожие симптомы, по крайней мере частично. Это требует не только честности (осознать), но и силы воли (довести до конца, измениться). Это очень непросто, и последствия такого шага могут быть сложными. Но в такой зоне комфорта невозможно быть счастливым. Чтобы изменить это, нужно встать, открыть дверь и выйти.

Святослав Бирюлин