Все записи
МОЙ ВЫБОР 11:35  /  9.09.19

463просмотра

Стратегия и ленивый мозг

+T -
Поделиться:

На первый взгляд, планирование стратегии (что в жизни, что в бизнесе) не представляется сложной задачей. По стратегии бизнеса написаны тонны книг, некоторые из которых представляют собой пошаговую инструкцию – бери и делай. Но обилие стратегической литературы неприятно контрастирует с недостатком хороших бизнес-стратегий. Ну а уж личную жизнь мы проживаем так, словно мы бессмертные, словно у нас впереди еще уйма времени, чтобы все исправить и зажить как нам хочется.

Во большинстве случаев главной помехой разработки стратегии является банальная лень. Мы ленимся делать эту работу, потому что она объективно сложна. Но что такое «сложность»? Сложность – это высокий темп работы мозга, самого энергоемкого органа в нашем организме, сжирающего более 25% нашей энергии. При этом самая энергоемкая операция – концентрация внимания. Именно поэтому человек не в состоянии удерживать внимание на высоком уровне более 20-25 минут, мозг сжирает за это время примерно столько же энергии, сколько за день расслабленного покоя. Именно поэтому мы ленимся мыслить долгосрочно. Но без концентрации внимания стратегии не разработаешь.

George Michelsen Foy, Джордж Мишельсен Фой - французско-американский писатель, публицист, публицист и профессор творческого письма, не так давно опубликовал статью под названием: Humans Can't Plan Long-Term, and Here's Why. Our brains are set up to opt for what's familiar and close, «Люди не способны на долгосрочное планирование, и вот почему. Наш мозг настроен так, что предпочитает что-то знакомое и понятное». Ссылаясь на исследование Чарльза Гилберта из Университета Рокфеллера, Фой пишет, что при взгляде на незнакомые предметы мозг обезьян работает на частоте около 60 Гц (или в гамма-ритме), а при рассматривании привычных предметов – на частоте от 10 до 20 Гц (или в бета-ритме). Проще говоря, когда примат рассматривает что-то новое, его мозг задействует свои когнитивные способности и вкалывает по полной, тогда как привычные вещи не требуют особых усилий. Ученые утверждают, что у людей все происходит точно так же. Стратегия – это размышления о будущем, то есть о незнакомом, и потому они энергозатратны.

Еще одна причина отказа от долгосрочного мышления, которую приводит Фой, является «преувеличенное дисконтирование» (hyperbolic discount) будущего. Он ссылается на эксперименты специалистов в бихевиористской (поведенческой) экономике, в первую очередь психолога Джорджа Эйнсли. Например, люди куда чаще предпочитали получить $50 сейчас, чем подождать месяц и получить $100. Об этом написано много книг, в частности известен другой эксперимент, в котором маленьким детям предлагали конфету и обещали еще одну, при условии, что они потерпят и не съедят первую конфету сразу. После этого детей оставляли одних, и большинство предпочитало слопать первую конфету сразу, отказавшись от гипотетической второй. Зато, как утверждают авторы эксперимента, длившегося много лет, дети, у которых хватило воли потерпеть, добились в жизни большего, чем нетерпеливые. Впоследствии эксперимент был опровергнут, но вопросов было больше не к концепции, а к самому эксперименту. Очевидно, что для реализации долгосрочных планов нужна выдержка и умение отказываться от сегодняшнего во имя завтрашнего.

Итак, мать-природа подталкивает нас к отказу от стратегического мышления в пользу краткосрочного. Это менее энергозатратно, и скорее обещает нам награду, пусть и скромную, здесь и сейчас, чем гипотетические большие «плюшки» в будущем. С другой стороны, здравый смысл подсказывает нам, что жить и работать без долгосрочных планов нельзя. Каждый, в итоге, делает свой выбор сам, но важно понимать, между чем и чем мы выбираем. В сущности, мы выбираем между слепому следованию природным инстинктам, разработанным для «предыдущих моделей» человека, или, точнее, предков человека, и собственным рассудком и желанием держать собственную жизнь в собственных руках. Мы можем сослаться на особенности мозга, оправдывая свое нежелание планировать, а можем просто сесть и начать.

Вы что выбираете?

Святослав Бирюлин