Все записи
МОЙ ВЫБОР 12:10  /  6.07.20

426просмотров

Тяга к новизне

+T -
Поделиться:

Пушкин считал, что «охота к перемене мест» – «весьма мучительное свойство, немногих добровольный крест)». На самом деле тяга к новизне, или кайнэрастия (kainos, др.-греч. — новый, erastes, др.-греч. — любящий, почитатель) – чувство, свойственное нам всем.

Маленькие дети хотят все знать. К этому их подталкивает тяга к новизне. Узнавание приносит дофамин – потому большинству из нас всю жизнь интересно что-то новое, хотя с годами эмоции притупляются. При этом маленькие дети также ценят стабильность как синоним безопасности – потому они готовы сотни раз смотреть один и тот же мультик. Тот факт, что конец им прекрасно известен, их успокаивает, как символ предсказуемости и стабильности.

Всю жизнь потом мы балансируем между тягой к стабильности и к новизне. С возрастом тяга к стабильности усиливается, а тяга к новизне слабеет, но не исчезает. Но есть люди, у которых тяга к новизне выше среднего – и такие часто становятся предпринимателями. Увы, не всегда успешными.

Многие мои клиенты по стратегии жизни именно таковы – им интересно заниматься чем-то ровно до того момента, пока они узнают что-то новое. Когда бизнес проживает стадию стартапа, что-то новое случается ежедневно, и они чувствуют себя в своей стихии. Параллельно эти люди очень любят учиться – проглатывают книги и лекции, стараются узнать что-то новое при любой возможности.

Но рано или поздно бизнес выходит на такой уровень, когда постоянные перемены приносят больше вреда, чем пользы. Важнее становится не столько генерировать новые идеи, сколько методично доводить до воплощения старые. Бизнес не может каждый день менять стратегию, концепцию, продуктовый ряд – он должен системно работать, а перемены и развитие нужны в разумных дозах. И тут таким людям становится смертельно скучно. И рядом с ними нет директора или партнера, на которого они могут взвалить бремя операционного управления, их бизнес может не дожить даже до пятилетнего юбилея.

Немного другой пример. Предприниматель создал много лет назад один успешный бизнес, часто с нуля. Он принес (и приносит) ему доход, который тот вкладывает в другие проекты – но все они как минимум не такие успешны или даже провальные. В чем проблема? Исчезло «предпринимательское чутье»? На самом деле нет. Просто во время создания первого бизнеса им была интересна не только идея, но и сама механика работы предприятия. Грубо говоря, даже управленческий учет внедрять было интересно, потому что они делали это впервые. И потому они успевали довести свой бизнес до той стадии, на которой их личное участие было уже не столь обязательно. 

Со следующими проектами все было иначе. Во-первых, предприниматели стали старше. Во-вторых, конструирование компании им уже было неинтересно – они ведь однажды это уже делали. Их интересовала только сама бизнес-идея, но интерес к ней, по понятным причинам, угасал слишком быстро, раньше, чем идея обретала плоть.

Каков выход из ситуации? Во-первых, перестать рассуждать в ключе: «Я предприниматель – значит, должен все время успешно предпринимать». Прежде всего человек должен не быть кем-то, а жить полной и интересной жизнью. И если ради этого нужно перестать быть предпринимателем и стать кем-то другим, это не трагедия, а возможность. Во-вторых, найти себе занятие, предполагающее постоянное получение новых знаний без необходимость превращать их в рутину. Это может быть преподавание, консалтинг, менторинг стартапов, инвестиции в новые проекты без активного участия, работа в советах директоров и так далее. В этом случае новые знания могут воплощаться не в бизнес-проекты, а в знания других людей, которых они научат. Но разве научить кого-то чему-то полезному не столь же полезно, значимо и достойно уважения? А заработать на всем на этом пытливому уму труда не составит.