Все записи
МОЙ ВЫБОР 12:49  /  13.02.21

763просмотра

Мы не умеем руководить

+T -
Поделиться:

В России и других странах бывшего СССР очень популярны KPI, которые здесь по ошибке считают "управленческим инструментом". Торопясь назначить всем KPI, мы забываем о трех важных нюансах, без учета которых KPI приносят больше вреда, чем пользы:

Первый. KPI не являются управленческим инструментом. 

В русскоговорящих странах их начали использовать не по назначению в 90-х, не умея ничего другого. А потом просто привыкли. KPI – это не постановка задачи, не business review и не инструмент вовлечения. При помощи KPI можно делать только две вещи:

  1. Определять желаемую цель, чтобы сотрудник использовал ее как ориентир.
  2. По итогам работы сравнивать фактический результат с плановым.

К руководству людьми это имеет условное отношение. Допустим, вы взяли на прокат автомобиль чтобы доехать из Москвы до Санкт-Петербурга к 12:00 следующего дня (KPI). Вы убедились, что вам дали автомобиль с заявленными техническими характеристиками, в исправном состоянии. Вы сели за руль, но, к сожалению, к 12:00 так в Петербург и не попали. Например, вы неопытный водитель, и съехали по дороге в кювет. Вам не хватило денег на бензин. Дорогу замело, и пришлось ехать значительно медленнее. Придет ли вам в голову обвинять в случившемся прокатную компанию? Вряд ли, если вы в здравом уме.

Нанимая сотрудника на работу, мы тоже берем его напрокат, покупаем условные 8 часов в день его времени в обмен на денежное вознаграждение. Его знания, опыт и готовность трудиться – аналог технических характеристик и исправности прокатной машины. А вот эффективно ли расходуются эти купленные за ваши деньги 8 часов, в значительно большей степени зависит от вас, чем от сотрудника. Если сотрудник – часть системы, то есть вашей компании, то качество системы влияет на его результат куда сильнее, чем его личный трудовой энтузиазм или его отсутствие. А кто отвечает за качество работы системы? Вы, если вы – первое лицо.

Жизнь научила меня – если сотрудник работает плохо, виноват в этом всегда его начальник. Даже если сотрудник ленится, это все равно зона ответственности его руководителя. Если кто-то в вашей организации не выполняет KPI, вам нужно наказывает не его, а себя и всех, кто стоит между вами и ним. Это в первую очередь указывает на изъян в системе.

Руководство людьми в тысячу раз сложнее вождения. Мы не ждем от автомобиля, чтобы он «хотел» ехать. Но принцип тот же, мы взяли в аренду сотрудника, и все, что от него требуется – не лениться. А эффективность его труда – уже наша задача. И если мы наказываем его за плохую работу через KPI, мы пытаемся предъявить прокатной компании претензии за собственное неумение водить. А если вы хотите, чтобы сотрудник помогал вам, желаете поддерживать в нем огонь месяцы и даже годы подряд, это точно не делается при помощи денег. Напомню, с любым изменением финансового состояния человек свыкается в течение трех месяцев.

Второй. Люди ведут себя по-разному в разных ситуациях

Когда-то у меня был подчиненный, допустим Леонид. Это был эксперт по унынию и скептицизму. Все знали – если вы хотите узнать что может пойти не так, спросите Леонида. Любую новую идею он встречал саркастической улыбкой видавшего виды человека, слушающего фантазии юнцов. Я счел, что Леонид токсичен для моей команды, и расстался с ним.

Лет пять спустя я приехал на переговоры к клиенту и увидел в коридоре Леонида. Я спросил акционера фирмы о нем, и, к моему изумлению, тот сказал, что таких проактивных, позитивных и креативных сотрудников он ранее не встречал. «Этому парню мы обязаны многим», сказал акционер.

Вот тебе и раз.

Позже я узнал, что в социальной психологии это называется «фундаментальной ошибкой атрибуции», о которой должен знать любой руководитель. Мы верим, что если человек проявляет себя неким образом в нашем присутствии, то это его врожденная и постоянная черта. Мы полагаем, что кто-то всегда активен, а кто-то всегда ленив. Кто-то оптимист, а кто-то пессимист. Кто-то вечно лукавит, а кто-то искренен. Но это не так. Любой социальный психолог скажет вам, что окружение и ситуация влияют на поведение людей больше, чем их личности. В разных ситуациях люди могут вести себя очень по-разному. 

Я не сумел помочь Леониду раскрыться, а тот акционер – смог. Так что если порой вам кажется, что вы окружены ленивыми недоумками, имейте в виду – вы создали для этого питательную среду.

Третий. Управление через KPI – это управление результатом, но не процессом

Если вы поставили перед сотрудником цель на месяц или квартал, и она не выполнена, вернуться назад во времени и все исправить уже нельзя. Если вы не заплатите ему бонус, вы сэкономите несколько тысяч рублей, а потеряли наверняка в сотни раз больше. В конкурсе на самые неэффективные методики менеджмента эта уверенно претендовала бы на лидерство.

Управление организацией – это ежедневный труд по совершенствованию рабочих процессов. Руководитель должен отбирать и развивать людей, ставить им цели, мотивировать их на активную работу, выделять ресурсы, помогать преодолевать сложности, организовывать и улучшать процессы, вдохновлять и решать конфликты. И только если руководитель уверен, что делает все это, он вправе задумываться о KPI.

Этот текст - фрагмент из новой книги "KPI, которые убьют ваш бизнес", уже поступившей в продажу.