Все записи
04:15  /  18.03.20

208просмотров

Еще одна цитата из книги Григория Гордона

+T -
Поделиться:

Опять процитирую последнюю, предсмертную книгу Григория Гордона «Музыкальные лабиринты. Эмиль Гилельс» (с.285 – 287).

«Теперь Рихтер. Его-то ... – вообще во всей истории исполнительства сравнить не с кем. Сейчас это вам растолкует А.Золотов доходчивым словами своей книги [“…Листопад, или В минуты музыки” (1989)]: “Заниматься поисками каких бы то ни было сравнений Рихтера с кем-либо из великих пианистов разных времен означает попусту тратить время”.

Ясно?! И заметьте, как трогательно заботится автор о читателе: у вас что – много свободного времени? ...

И только в новом веке стали возможны “свободные” отзывы об игре Рихтера, и они способны вогнать читателя в столбняк: перепад оказался слишком резким, непредставимым... Я уже приводил высказывание ... победителя конкурса им. Чайковского Бориса Березовского; вот оно:

Для меня он (Рихтер) – продукт какой-то совершенно советской эпохи, когда нужен пианист номер один, а все остальные музыканты шли уже где-то за ним... Шопена он играл просто чудовищно, Бетховен ему удавался один раз, может быть, из ста... Ни фразы, ни гибкости, ни объема звучания – ничего абсолютно!”

Эти слова беру как эпиграф к тому, что сейчас последует; они выполняют роль “подушки безопасности”, смягчают для читателя слишком жесткий и неожиданный удар... Одна надежда: Борис Березовский уже подготовил вас.»

А дальше – Г.Б.Гордон цитирует Гаврилова и, в общем, соглашается с ним...

*  *  *

Но вернусь к словам Бориса Березовского про «продукт какой-то совершенно советской эпохи, когда нужен пианист номер один, а все остальные музыканты шли уже где-то за ним...». Давайте остановимся на мгновение и спросим себя – почему советской эпохе нужен пианист №1? Какая задача при этом попутно решалась? Для меня ответ очевиден – это была задача управления общественным мнением.