Все записи
00:25  /  25.06.20

Культурный итог карантина театра «Балет Москва»

+T -
Поделиться:

Карантин в Москве заканчивается, и несмотря на формальную возможность вернуться к репетициям с условием соблюдения санитарных норм, руководство театра приняло решение уйти на каникулы до августа. А с конца лета начать полноценные репетиции нового спектакля.

Так что на прошлой неделе мы официально закрыли театральный сезон. Неожиданным его итогом для «Балет Москва», как и для многих других российских театральных площадок, музеев, концертных залов и даже кинотеатров, стал необычный рост заходов онлайн-пользователей в соц сети и рекордные просмотры на Youtube. 

 

На днях, в журнале Forbes вышла статья, актор которой указывает, что Санкт-Петербургский Эрмитаж превзошел в онлайне Лувр, но всех по просмотрам видео опередил Мариинский театр, выложивший в сеть свой архив. 

 

В начале карантина, когда стало понятно, что показы приостановлены надолго, директор нашего театра поставила перед продюсерским отделом задачу попробовать сделать что-то, что никогда не было бы реализовано в обычное время, но что позволяют сделать именно текущие условия.

 

И мы сосредоточились на двух направлениях работы: проведение онлайн-занятий по балету и разным направлениям современного танца нашими артистами, а также на придумывании театральных спецпроектов онлайн.

 

Перед закрытием сезона мы заполнили отчёт о проделанной в карантин работе, и к нашему общему удивлению, суммарный охват видео, выложенных на YouTube и в соц сети театра с середины марта по середину июня, превысил 6 000 0000. 

 

Занятия по боди-балету транслировали проект #МосквасТобой, соц сети Adidas, а также телеканал М24, а с танцевальными спецпроектами мы успели пройти целый путь - от коротких развлекательных роликов до выпуска «первой полнометражной танцевальной премьеры эпохи коронавируса». 

Именно такую рецензию на спектакль «Прощай, старый мир!», премьера которого состоялась онлайн 31 мая, дала корреспондент «Коммерсантъ» Татьяна Кузнецова.

Спектакль выпустила творческая команда во главе с хореографом Владимиром Варнавой и художником Павлом Семченко за три недели. За это время итоги первых творческих заданий трансформировались в 27 танцевальных картин, полных аллюзий и метафор о том, каково человеку находиться в замкнутом пространстве своей квартиры.

 

Работа над постановкой представляла собой полный эксперимент. В самом начале никто не знал, имеет ли смысл выпускать спектакль в живом онлайн-исполнении или остановиться на смонтированной записи. 

 

Но убеждение, что запись не способна передать живой атмосферы и уникальности действия, мотивировало остановить выбор на стриме спектакля. Но если и делать прямой эфир, то как достичь высокого качества передачи сигнала из пяти квартир артистов? 

 

Нам помогли смартфоны Samsung последней модели, точеная работа с сотовыми операторами, усилившими сигнал сотовой связи в домах артистов, а также эксперименты с онлайн-платформой.

Оказалось, помимо того, что сигнал можно передать из нескольких локаций одновременно, его можно сводить в высокохудожественную мозаику (над этим работали видеохудожник Павел Семяенко и медиахудожник Олег Михайлов). Также оказалось возможным накладывать на видео спецэффекты в онлайн-режиме.

 

Творческая команда свела в единую канву фрагменты, в которых предмет и человек, картинка и движение попеременно оспаривают лидерство. Артисты осмысливали себя в пространстве своего дома и выражали это языком танца. Танцовщику Илью Романова преимущественно достались сцены живого «натюрморта». Диана Мухамедшина вольно порхала по просторам загородного жилища.  Настя Пешкова проживала свою роль в живописной сталинке. Желтые стены, красная мебель, углы-закоулки и обширные лестничные пролеты оказались отличной декорацией и для размашистых вариаций с батманами и растяжками, и для этюдов «на ограничение пространства». Андрей Остапенко 

исполнил на лестничной клетке снятый через дверной глазок чисто кафкианский монолог прилипшего к замызганной стене полунасекомого.А Алексей Нарутто и Ольга Тимошенко показали запертую семейную пару, переживающую кризис отношений.

«И дело даже не в том, - завершает обзор корреспондент «Коммерсантъ», - что спектакль стал первым в длинной череде произведений, которыми балетный мир откликнется на пережитый стресс. Важнее, что «Прощай, старый мир!», созданный в экстремальных условиях, впервые в истории отечественного видеотанца оказался продуктом международного уровня».

 

С чем мы выходим из этого карантина?

 

С ощущением, что нам удалось поймать ощущение времени и взять лучшее от текущего момента для открытия и создания нечто нового, того, что мы обязательно возьмём с собой в новый сезон, даже если карантин не вернётся. Хотя кто знает, каким будет предстоящий театральный сезон…Но прицельно об этом мы подумаем уже предстоящей осенью.