Все записи
18:23  /  17.10.17

1716просмотров

Книга "Центральные идеи каббалы", гл. 1

+T -
Поделиться:

Предисловие

Серия статей, которую я предлагаю вашему вниманию, является черновиком будущей книги "Центральные идеи каббалы".

На сегодня на русском языке нет, по моему мнению, книги которая излагала бы смысл главных идей каббалы без перегруженности ивритской терминологией, и я хотел бы восполнить этот пробел.

Как всем известно, каббала это мистическое учение в иудаизме, и понятно что ее серьезное изучение невозможно без знания Танаха, Талмуда и множества иных специальных вещей. Но как в любой области знаний, в каббале существует много уровней понимания – и хотя, например, формулы теории относительности доступны лишь профессионалам, общее представление о ней необходимо каждому образованному человеку. И я полагаю, что общее представление о центральных идеях каббалы  является сегодня частью общей образованности и культуры.

Я постараюсь регулярно публиковать небольшие главы книги, и буду признателен за ваши замечания и вопросы, на которые постараюсь ответить и учесть их в окончательном тексте книги.

Все прочие предисловия отложим на потом.

==================================

Глава 1. Цимцум, "расчистка строительной площадки для постройки мироздания"

1.     В чем состоит концепция Цимцум

Первая концепция каббалы, которую мы рассмотрим, это концепция Цимцум, "Самосокращение". Это процесс происходит до Сотворения мира, и он является созданием "пустой строительной площадки" на которой впоследствии строится мироздание.

Концепция Цимцум состоит в том, что Ор Эйн Соф, Бесконечный Божественный свет, "самосократился к краям и освободил внутри себя Пустое пространство", внутри которого далее создаются миры.

2.     Иллюстрация

Черная окружность - граница Цимцум. Вне него - Ор Эйн Соф, Бесконечный Божественный свет. Внутри него - Пустое пространство, там нет Бесконечного Божественного света.

3.     Чем это отличается от обычной картины Сотворения мира?

При обычном понимании истории Сотворения мира, как она представлена в книге Бытия, фраза: "Вначале сотворил Бог небо и землю" означает что сначала есть "Бог", потом Он делает действие, которое называется "сотворил", в результате этого действия появляется еще один объект, "небо и земля" ( = мироздание). "Небо и земля" находятся вне Бога. Был Строитель, а теперь есть еще и Здание, стоящее отдельно от  него, рядом с ним.

Каббала же рассматривает ситуацию иначе: еще до Сотворения Божественный свет заполняет всё, и перед Сотворением мира нужно создать место для Сотворения, расчистить строительную площадку. Для этого и нужен Цимцум.

После того, как Божественны свет "самосократился к краям" - внутри него образовалось Пустое пространство, в котором теперь можно строить миры. Строитель освободил стройплощадку внутри самого себя, и поэтому Здание будут строиться далее внутри него (а не рядом с ним).

4.     Метафизический смысл идеи Цимцум

Метафизический смысл идеи Цимцум состоит в том, что "мир находится внутри Бога", а не "вне Него". Если для религиозного рационалиста "Бог высоко в Небесах", то для мистика "Бог рядом". Это создает чувство гораздо бОльшей близости ко Всевышнему, чем обычная картина Сотворения мира.

В терминах западной философии это называется панэнтеизм (не путать с пантеизмом!) - т.е.  "мир внутри Бога", однако мир не равен Богу. Бог не только внутри мира, но также и вне него; Он проявляется как имманентно миру, так и трансцендентно по отношению к нему.

5.     Моральный смысл идеи Цимцум

Моральный смысл идеи Цимцум состоит в том, что "если ты хочешь, чтобы у другого было место - дай ему пространство внутри себя, освободи для него кусочек места".

Не бери себе всё, дай место Другому.

"Создание место для другого" - это моральное действие Всевышнего, и это означает что в фундаменте мира лежат моральные принципы.

6.     Подробности терминологии

Термин Эйн Соф означает "изначальную Божественность", Абсолют, трансцендентное Первоначало. которая существует до того как сотворено мироздание и можно вообще о чем-то говорить. Само понятие "Эйн Соф" означает, что "об этом ничего нельзя сказать".  С него начинается всякое обсуждение, хотя ни одним понятием мы не можем его выразить.

Слово Эйн здесь это грамматически предлог Без-Конечность, но оно также соответствует слову Айн, "Ничто". Ничто это корень Абсолюта.

Эйн Соф буквально означает "без границ, без конца" - а то, что не имеет границ, нельзя никак описать и ничего о нем  сказать. Поэтому мы обсуждаем не сам Эйн Соф, про который ничего сказать не можем (и никакие процессы в нем не рассматриваем, это "Ничто") - но рассматриваем Ор Эйн Соф, "Свет от Эйн Соф", производной от него. Именно внутри Ор Эйн Соф происходит Цимцум.

7.     Почему нельзя было создать мироздание внутри Ор Эйн Соф, зачем для этого нужно пустое место?

Начальным состоянием является ситуация когда есть только Ор Эйн Соф и ничего другого нет. Ор Эйн Соф называется "Бесконечный  Свет"  в том смысле, что он тотален, он "бесконечен по пространству и бесконечен по температуре огня" (Ор это и свет, и огонь). Это "Огонь бесконечной температуры, который заполняет абсолютно все" - и поэтому внутри него ничего не может быть другого. Аналогично тому, как если поместить предмет внутрь Солнца, то он мгновенно сгорит и превратится в само Солнце. Это и есть ощущение Эйн Соф - и эта ассоциация помогает понять почему выбрана именно такая терминология.

А поскольку внутри Ор Эйн Соф ничего другого быть не может, то нет места для мира, ему негде существовать. И Цимцум создает место для него.

Продолжая аналогию с солнцем: Солнце дает нам жизнь, свет и тепло, и без него мы не можем существовать. Но в самом Солнце существовать невозможно, поскольку там все мгновенно сгорает. А если солнце занимают абсолютно всё  - то для того чтобы могло существовать что-то еще, для него нужно освободить место, в котором жара будет не бесконечной, а умеренной. Поскольку вне  Солнца не существует ничего, оно может освободить место для другого только внутри себя.

8.     Понятия "Божественный свет" и "Божественная воля"

Можно также разъяснить эту конструкцию не через понятие Свет, а через понятие Воля. В этом смысле Ор Эйн Соф это тотальное проявление Божественной Воли, которая не оставляет место ничему другому. Поэтому если Всевышний хочет создать людей так, чтобы они обладали свободой воли, свободой выбора - Он должен ограничить явное проявление своей собственной воли, создать "Пространство, пустое от нее", и это и есть Цимцум.

(На самом деле это пространство не совсем пустое, но это мы обсудим далее).

9.     Почему Цимцум изображается в виде круга, а не квадрата или другой геометрической фигуры?

Формально это объясняется так: Поскольку Ор Эйн Соф абсолютно однородный (ведь в нем нет ничего другого), а Цимцум абсолютно равномерный по всем направлениям - то в результате образуется круглая сфера.

Смысл такого изображения - подчеркнуть что в Пустом пространстве нет никакого выбранного направления, "оно никуда не направлено, ни к чему не стремится, у него нет собственной цели и направления". Более подробно мы обсудим это далее.

10. Как эта концепция формулируется в первоисточниках

В книги Эц Хаим, "Древо Жизни", излагающей учение Аризаля, начало процесса Сотворения описывается так:

  • (§1.1) Знай, что перед тем, как были эманированы миры эманации и сотворены миры сотворения,
  • простой Высший свет заполнял все сущее.
  • И не было там никакого свободного места,
  • пустого воздуха и пространства.
  • А только все было заполнено простым Светом Бесконечности (Ор Эйн Соф).
  • И не различались в нем ни категории "начала" (головы), ни категории "конца", но все было одним простым Светом, абсолютно однородным, и он называется «Свет бесконечности» (Ор Эйн Соф)
  •  (§1.2) И когда Бог захотел   сотворить  миры - для того чтобы реализовать полноту Его деяний и Имен, ибо такова была причина сотворения   –
  •  (§1.3) Тогда Свет Бесконечности «самосократился» (Цимцум, "самосжался"), вокруг от центральной точки, которая  находится в самом центре,
  • И самосократился Свет и отдалился к краям, вокруг от этой центральной точки.
  •  (§1.4) И тогда вокруг этой  центральной точки образовались свободное место, и Воздух, и Пустое пространство.
  • И это Самосокращение (Цимцум) было равномерно во все стороны,
  • Поэтому пустое пространство стало "круглым", одинаковым со всех сторон, без каких либо углов,
  • (§1.5) Потому что Свет Бесконечности был повсюду одинаковым и равномерным, и его равномерное  самосокращение создало пространство.

Комментарий:

  • (§1.1) Знай, что перед тем, как были эманированы миры эманации и сотворены миры сотворения:  Ниже мы рассмотрим разные уровни миров: миры эманации (расположенные ближе к  Бесконечности) и миры сотворения (более далекие от  нее).
  • простой Высший Свет заполнял все сущее: До начала творения, из Света Бесконечности нельзя было выделить никакой части, всё казалось "простым", т.е. "не имеющим внутренней структуры", единым, неотличимо-равномерным.
  • И не было там никакого свободного места: В котором могли бы располагаться миры.
  • Пустого воздуха и пространства: Все эти понятия рассматриваются ниже.
  • А только все было заполнено простым Светом Бесконечности:  Мы ничего не можем сказать о самой Божественной Бесконечности, Эйн Соф -  поэтому начинаем обсуждение не с нее, а со  "Света Бесконечности", т.е. производной от  самой Бесконечности, которая является как бы ее "внешней стороной", обращенной к нам.
  • И не различались в нем ни категории «начала» (головы), ни категории «конца», но все было одним простым Светом, абсолютно однородным, и он называется «Свет Бесконечности» (Ор Эйн Соф): Внутри Бесконечного Света не было никакой структуры, вся структура возникла в процессе Сотворения.
  • (§1.2) И когда Бог захотел сотворить миры: В дальнейшем мы обсудим важность того, что источником Сотворения и продвижения мироздания является именно Воля.
  • Для того, чтобы реализовать полноту Его деяний и Имен: Т.е. полнота реализации Бесконечной Божественности невозможна без создания ограниченного и конечного мира. Парадоксальным образом, Бесконечность нуждается в  создании конечного для обретения своей полноты.
  • Имена: Это различные аспекты проявления Божественности.
  • Ибо такова была причина сотворения миров: Вопрос Божественной цели при Сотворении Мира очень важен, и мы посвятим ему в дальнейшем отдельное обсуждение. Здесь же следует отметить, что «реализация (проявление) Божественных действий и качеств» возможна лишь в том случае, если на «противоположном конце провода» находится Собеседник. Иными словами, Бог создал мир для того, чтобы было с кем общаться.
  • (§1.3) Тогда Бесконечно Божественный Свет «самосократился» (Цимцум, самосжался), вокруг от центральной точки, которая находится в самом центре: Бесконечный Свет раздвинулся к краям, освободив место посредине. Эта точка является центром внимания и смысла,  и через нее проистекает весь процесс творения. Поэтому она называется "центральная". До Цимцума не было центра, все было однородное - но там где произошел Цимцум, там и возник центр.
  • И самосократился Свет и отдалился к краям, вокруг этой центральной точки: Сокращение Света создает пространство внутри него. Однако вокруг, за пределами Цимцума, Бесконечный свет сохраняется, как бы "обрамляя" это пространство и продолжая влиять на происходящее в нем.
  • (§1.4) И тогда вокруг этой серединной точки образовались свободное место: В котором могут в дальнейшем размещаться миры.
  • И Воздух: Там остается "более слабое свечение" исходного света. Оно не мешает существовать другим, но дает им возможность "дышать". Далее мы рассмотрим детали этого.
  • И Пустое пространство: далее мы объясним в чем смысл того что это пространство называется Пустое.
  • И это «самосокращение» (Цимцум) было равномерно во все стороны, Так, что пустое пространство стало «круглым», одинаковым со всех сторон: Круглая форма Пустого пространства является источником «равномерности» законов природы.
  • Без каких либо углов: Законы природы универсальны, а не избирательны. Они применяются ко всему одинаково и не направлены к определенной цели.
  • Круглое:  Ниже мы обсудим, что категория "круг, окружность" является женской категорией.
  • (§1.5) Потому что Свет Бесконечности был повсюду одинаковым и равномерным, и его равномерное  самосокращение создало круглое пространство: Круглость Пустого пространства является следствием первоначальной однородности Света Бесконечности.

 ===========================

Продолжение здесь https://snob.ru/profile/30850/blog/130650

================================

Новый комментарий к Торе "Библейская динамика" -  (1-9 тома: Книги Бытие, Исход и Числа)

Только что вышла новая,10-я часть "Изменившийся подход Моисея", на книгу Второзаконие

 

 

 

 

 

Комментировать Всего 24 комментария
Если у вас есть вопросы

Если у вас есть вопросы - публикуйте их здесь, постараюсь ответить

Вопросов нет, есть утверждение. Каббала - это не из "области знаний", как написано в тексте. Это область специфических религиозных заблуждений, которая со знаниями ничего общего не имеет.

А по какому критерию вы различаете "знания" от "заблуждений"?

Знание — это верное отражение действительности в мышлении человека, которое допускает эмпирическую и практическую проверку.

Заблуждение допускает существование чудес, сказок и главного волшебника - Бога.

Например: существование души это "знание" или "заблуждение"?

А наличие в жизни смысла - это тоже заблуждение?

Но ведь наличие или отсутствие в жизни смысла не допускает ни эмпирической, ни практической проверки. В соответствии с вашим критерием, предположение о наличии в жизни смысла является "заблуждением". Верно?

Неверно. Смотря, что вы понимаете под русским словом смысл. Если под словом смысл понимать причины возникновения, цель, то на этот счет у ученых нет единственно правильного ответа, но есть теории. Они могут изменятся со временем и каждый, в том числе и я, имеет собственное мнение на этот счет. Поэтому в этом месте противоречий искать не стоит. Так, если принять, что смыслом-целью жизни является воспроизводство себя, то это легко эмпирически и практически подтверждается на множестве примеров, в том числе вашем и ваших родителей.

Как я понял, итог таков: согласно вашей точке зрения, души у вас нет, и никакого иного смысла в вашей жизни, кроме физического самовоспроизводства, у вас не имеется? Вы знаете, даже когда я учился в школе и в институте, еще в советское время (1970-е годы, я был матшкольником, а потом занимался математикой) - нам конечно весь этот атеизм и марксизм постоянно пропагандировали, но в нашей среде такая точка зрения считалась все же не самым, хмм,  приемлемым подходом.

Ваша среда - понятие субъективное и не может быть весомым аргументом, тем более в такой беосновательной связке совершенно разных понятий марксизма и атеизма. Поэтому не обольщайтесь, согласно моей точки зрения души нет и у вас. По крайней мере, доказать эмпирически и практически вы этого не можете и не сможете никогда, даже не утруждайте себя.

Конечно, такие вещи как существование души, Бога или наличия смысла в жизни (превышающего физическое воспроизведение) - невозможно доказать. Однако, мне кажется, сводить познание мира к "эмпирическим доказательствам" - это  чудовищно ограниченный материализм. И я считаю что душа, Бог и смысл существую - не потому что доказал, а потому что это мой свободный выбор. Как и ваш свободный выбор считать что ни у вас, ни у других этого нет.

Каждый выбирает для себя, и что выберет то и имеет - и, как сказал Сартр, выбирая для себя он этим выбирает для всех.

Спасибо, было интересно пообщаться. 

Каждый выбирает для себя, и что выберет то и имеет

это верно, НО.. Запад сейчас выбрал "стать приматом" (отсюда и "радуга", гей-парады и однополые браки) и пытается навязать этот свой выбор друним. как Вы думаете, у него получится?

На Западе все гораздо сложнее - разные группы выбирают разное, и что будет в итоге неясно.

как сказал Сартр, выбирая для себя он этим выбирает для всех

так получается Сартр не прав? вы сами себе противоречите? или парадоксы = это нормально?

"Таким образом, Пустое пространство это "парадоксальное место", в котором одновременно выполняются и "утверждение А", и "утверждение не-А". И поскольку всё мироздание находится внутри этого Пустого пространства - то "всё мироздание погружено в парадокс""

Это что, одно из положений Каббалы? Вообще-то, парадокс считается кознями дьявола, а в Боге должна быть Истина.

1. Нет, парадокс не считается "кознями дьявола"

2. в иудаизме дьявола нет вообще, а Сатан это один из служебных ангелов Бога, см. напр. книгу Иова.

3. несомненно что у Бога истина, но истина вещь неоднозначная и иногда даже самопротиворечивая (например, всевединие Бога с свобода выбора для человека)

истина вещь неоднозначная

Знаете, ув. Пинхас, 60 лет в Совке и Постсовке приучили меня к мысли, что Истина, как раз, однозначна, а когда говорят, что "истина вещь неоднозначная и иногда даже самопротиворечивая", то или не владеют Истиной, либо хотят обмануть и развести на деньги)

1. "Нет, парадокс не считается "кознями дьявола"" = это на мой взгляд неумнО, ибо, вы уже, как бы, согласны с "неоднозначностью Истины", а значит и с ролью "потерпевшего" от дьявола. Ну, или Вы считаете, что Господь Бог может вам врать или играть с вами в кости?)

2. т.е получается в иудаизме - сатанизм в Законе?

3. парадоксы = результат неправильного мировоззрения, нигде в неживой природе их не существет. только в голове человека, иногда ученого, занимающегося всю жизнь наукой, от его недопонимания Бога и Мира.

Наш Мир, просто, предельно дуален, как к примеру, квант света, отсюда, и, как бы "неоднозначность истины", а свобода выбора сильно преувеличена, тем же Западом. Бог же трансцендентен Миру, поэтому и Его реакция всегда запаздывает, но всегда будет. И именно это "запаздывание", как раз, и создает иллюзию "швабоды")

Когда трехмерную структуры проектируют на плоскость, то в изображении есть непременные "противоречия". Точно так же когда мы на человеческом языке объясняем Божественные истины то противоречия неизбежны. Черно-белый взгляд на вещи (и совковый, и анти-совковый, и пост-совковый) представляется мне абсолютно неправильным. Мир цветной а не черно-белый.

Мир цветной а не черно-белый.

ну, так, а у вас он ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ) или, другими словами, абсурдный.... ?! понимаете? А и неА, ни цветной, ни черно-белый.

"трехмерную структуры проектируют на плоскость, то в изображении есть непременные "противоречия""=

нет в проекции никаких "противоречий", есть определенные искажения, но вся логика структуры сохраняется.

я и не надеялся) и я тоже не могу принять этот абсурд. но всего вам хорошего) 

Новости наших партнеров