Все записи
23:51  /  27.10.17

2014просмотров

Книга "Центральные идеи каббалы", Глава 2. Пустое пространство: расчистка строительной площадки

+T -
Поделиться:

(первая глава была здесь https://snob.ru/profile/30850/blog/130258#comment_870003)

1.     В чем состоит концепция Пустого пространства

Пространство, которое образуется внутри сферы Цимцума после ухода из нее Света Бесконечности, Ор Эйн Соф, - называется Пустое пространство, Халаль пануй.  

В Пустом пространтсве там нет Бесконечного Божественного Света. Однако это не значит, что там вообще нет света. От Света Бесконечности там остается  некий слабый Отсвет, который называется Решимо, "отпечаток, отсвет".

Продолжая ассоциации на свет от Солнца: если света-тепла от него будет очень много, то все сгорит; если света-тепла вообще нет, то все замерзнет и умрет. Поэтому для жизни нужно чтобы было "немножко тепло" -  т.е. не горячо, но и не слишком холодно. И вот это "тепло , но не слишком горячо и не слишком холодно" - это и есть Отсвет, который представляет собой "слабый остаток света Солнца".

Всё мироздание строится внутри этого Пустого пространства, но не занимает его целиком. Поэтому остается "зазор пустоты" между мирозданием и Ор Эйн Соф, Божественной бесконечностью.

2.     Свет превращается в Воздух

Отсвет, который остается в Пустом пространстве, называется Воздух, Авир. Мы дышим воздухом и живем в нем, обычно его не замечая - но если мы лишены воздуха, то умираем.

Таким образом, после ухода Ор Эйн Соф оставшийся свет превращается в воздух.

На иврите слово Ор, "Свет", пишется как אור,  а слово Воздух, Авир пишется אויר , т.е. добавляется всего одна буква йуд. Добавление буквы йуд  в Ор, свет - превращает его в Авир, воздух. Буква йуд это первая буква Четырехбуквенного Божественного имени - т.е. это первое действие Божественного имени, которое превращает Свет в Воздух.

Мы обычно не замечаем воздух когда просто живем. Мы дышим инстинктивно. Но если вдруг воздуха не будет, то мы задохнемся и не сможем существовать. При этом тот уровень, которого "не замечаешь, но он поддерживает существование" - это  и есть "находиться в пустом пространстве".

3.     Реальность и фикция в концепции Пустого пространства

В результате Цимцума, как мы описали выше, Свет Бесконечности ушел из Пустого пространства.

Однако далее выясняется, что это в некотором смысле "фикция, одна видимость" - на самом деле Свет Бесконечности никуда не ушел, но он "стал невидимым" в Пустом пространстве.

Или, по другой терминологии, "с нашей точки зрения" он ушел (и его действительно там нет), но "с Божественной точки зрения" этот Свет никуда оттуда не делся и продолжает, как и ранее, заполнять всё.

Поэтому это Пустое пространство парадоксально: оно одновременно и пустое от Света Бесконечности, и наполнено этим Светом бесконечности.

4.     Иллюстрация

Черная окружность, как и напредыдущей иллюстрации - это граница Цимцума. Зеленым цветом -  что находится внутри этой сферы, имманентно мирозданию. Синим цветом справа - то что находится вне этой границы, трансцендентно по отношению к мирозданию.

Но при этом такая картинка это только  видимость, или можно сказать что "так это выглядит с нашей стороны".  Но с точки зрения настоящей реальности, "как это выглядит с Божественной стороны" - Ор Эйн Соф продолжает заполнять всё, как внутри, так и вне Пустого пространства. Но при этом мы его не замечаем.

5.     Метафизический и моральный смысл Пустого пространства

Таким образом, Пустое пространство это "парадоксальное место", в котором одновременно выполняются и "утверждение А", и "утверждение не-А". И поскольку всё мироздание находится внутри этого Пустого пространства - то "всё мироздание погружено в парадокс".

Кроме того, поскольку остается "зазор пустоты" между мирозданием и Божественной бесконечностью (Ор Эйн Соф) - то этот зазор создает невозможность рациональным образом "продвигаясь по мирозданию, дойти до Божественности". Путь от мироздания к Бесконечной Божественности - не может миновать необходимость сделать экзистенциальный "прыжок через пропасть" для преодоления того зазора Пустого пространства, который есть между ними.

6.     Круглое Пустое пространство - порождает законы природы, не имеющие цели

Выше мы уже отмечали, что Пустое пространство является "круглым" -  поскольку Ор Эйн Соф, Свет Бесконечности, исходно является "полностью однородным," и "самосжатие" происходило совершенно в равной мере по всем направлениям.

Понятие "круглое" в Каббале означает  "по всем направлениям одинаковое, ни к чему не стремящееся". Это означает что у Отсвета, наполняющего это Пространство, нет никакой цели, которой оно хотелось бы достичь. Нет никакого предпочтительного направления, оно одинаково по всем направлениям, наполняющий ее свет ни к чему не стремится.

Поэтому Отсвет это источник законов природы, самих по себе не имеющих цели чего-то достичь. Они действуют "по причинам", а не "ради целей".

Например, не имеет смысла вопрос "какую цель ставит перед собой закон тяготения,  к чему он стремится?". Потому что этот закон, когда он реализуется, ни к какой цели не стремится - он действует по "по причине создавшихся условий", а не "ради цели чтобы предметы падали на землю". И так действуют все природные законы - он  каузативны, а не телеологичны (что, кстати, соответствует современному научному представлению о них).

Согласно каббале, причина этого отсутствия направленности к цели - в том эти законы природы укоренены в том Отсвете и Пустом пространстве, которое "круглое", не имеет углов - в том смысле что оно никуда не направленное. Поэтому и порождаемые им законы Природы никуда не стремятся.

(Разумеется, эти описания каббалы нельзя воспринимать буквально-физически, это только иллюстрации - и "круглость Пустого пространства" надо воспринимать только в смысле переносном, что оно никуда не направлено. И это относится и ко всем другим описаниям).

================================

Новый комментарий к Торе "Библейская динамика" -  (1-9 тома: Книги Бытие, Исход и Числа)

Только что вышла новая,10-я часть "Изменившийся подход Моисея", на книгу Второзаконие

 

 

 

Комментировать Всего 4 комментария

Ощущение такое, что Вы парадоксальность пытаетесь преодолеть (объяснить) рациональной линейной логикой... Ну ладно. Позвольте такой вопрос. (Так сказать, начнем с конца.) В чем Смысл Жизни (например, Человека) по Каббале? Только кратко, в двух словах. (А лучше в одном.)

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Сергей Кравчук

Састье самореализации в единстве со Всевышним

Каковы пути единения? Вернее, каков ГЕНЕРАЛЬНЫЙ путь, сверзадача? (По основному ДЕЙСТВИЮ бытия.)

Мы обсудим это в следующих статьях

Эту реплику поддерживают: Андрей Занин