Все записи
00:49  /  7.11.17

836просмотров

Книга "Центральные идеи каббалы", Глава 3. Луч: "На стройплощадке появляется Генплан здания"

+T -
Поделиться:

(первая глава была здесь https://snob.ru/profile/30850/blog/130258#comment_870003)

1.     В чем состоит концепция Луча

Итак, первым действием по Сотворению мира было устройство Пустого пространства, оно же расчистка стройплощадки. Эта стройплощадка является корнем законов Природы, не имеющих направленности и цели. Потому что сама стройплощадка ни к чему не устремлена, здание не строит, она только предоставляет место. Это символизируется тем что она "Круглая".

Теперь начинается второй этап: в дополнение к Круглому теперь приходит Прямое. Это прямое представляет собой "Луч из Ор Эйн Соф", внедряющегося в Пустое пространство. Луч имеет направление и цель, и это "Провидение, внедряющееся в Природу".

Когда Луч из Света Бесконечности входит в Пустое пространство, то он создает в нем направление и ориентацию, верх и низ, продвижение к цели. Он является активным и целенаправленным. Входя в Пустое пространство, Луч формирует из его Воздуха систему Сфирот.

Луч содержит в себе "Генплан" построения Здания. Он пришел на строительную площадку для того чтобы этот план осуществить. Его цель: создать систему миров, в которых далее появляется человек, который продвигается к Богу и становится Собеседником, Партнером Бога по продвижению мироздания. Только в таком партнерстве раскрывается как полнота человеческого, так и полнота Божественного.

Луч это мужская категория мироздания. (Выше мы отметили что Круг - женская категория мироздания).

2.     Иллюстрация

Как и на предыдущей иллюстрации, черная окружность это граница Цимцума. Внутри него - Пустое пространство и Воздух в нем, там будут строиться миры. Вне него синим - Ор Эйн Соф, который за границами мироздания (т.е. он трансцендентен миру).

Теперь в Пустое пространство внедряется Луч Свет Бесконечности, это категория Прямое, которое накладывается на Круглое.

Луч вносит ориентацию, создает верх и низ. Там где Луч входит в Пустое пространство (красная точка) - это теперь становится верх. Из него Луч распространяется вниз (красная линия).

Луч имеет цель и задачу. По мере распространения вниз он преобразует аморфный Воздух, который встречает на своем пути, в структурированную систему Сфирот, которые мы обсудим ниже.

3. Воздух (Круглое) и Луч (Прямое), как две производных от первоначальной Бесконечности

Пытаясь дать описание Света Бесконечности (Ор Эйн Соф) мы упомянули его бесконечность в двух аспектах: (1) " бесконечность по всему пространству", заполняя полностью и равномерно всё во все стороны, и (2) " бесконечность по силе света", как огонь бесконечно высокой температуры.

Два производных от Ор Эйн Соф, а именно Воздух и Луч, наследуют от него каждый только один из этих двух параметров.

Воздух наследует параметр "по всему пространству", заполняя всё вокруг во все стороны. Однако по силе свечения он слабый. Это тепло, но не огонь.

Луч, наоборот, наследует от Ор Эйн Соф силу огня, он весьма "высокой температуры" - но он очень тонкий, узкий.

(Конечно, это наследование "параметров бесконечности"  из Ор Эйн Соф очень ослабленное: Луч не имеет "бесконечной температуры", хотя его температура высока. Воздух тоже распространяется не бесконечно, а только внутри Пустого пространства. Но все же каждый из них как бы "ослаблено наследует " одну из характеристик бесконечности).

Таким образом, первоначальная Бесконечность как бы раздваивается по двум параметрам, порождая Воздух и Луч - которые далее воздействуют друг с другом, "структурно перемножаются". Воздух дает материал, Луч организует и направляет его.  В результате этого они вместе формируют все сложные структуры мироздания.

4. Взаимодействие Круглого и Прямого, естественного и морального

Как мы отметили выше, Воздух, Круглое - это корень законов природы, природного функционирования мира.

Но природное не знает морали. Категория морали в принципе неприменима ни к закону тяготения, ни к поведению вируса или бактерии, ни к действиям льва или волчьей стаи. Всё определяется только инстинктами, нацеленными на выгоду для выживания индивидуума, стаи или биологического вида. Кто смог, тот и съел - и овца виновата уже тем, что волку хочется кушать, общество защиты прав овец от тирании волков не предусмотрено. Природу нельзя даже назвать аморальной - она "вне-моральна". Корень отсутствия в природе категории морали заключается в том, что законы природы имеют вынуждающий характер, природа не имеет цели к которой стремится продвинуться - а отсутствие свободы и цели делает невозможным установление моральных принципов.

Совсем иной характер имеет Луч. Как мы отметили выше, Луч содержит в себе "Генплан" построения Здания;, его цель создать человека и поднять его до уровня "Партнера и Собеседника для Бога". А для того, чтобы подниматься (а не просто биологически выживать, как всё  прочее в Природе) человек необходима мораль, поэтому Луч несет ее в себе. И его моральный императив, обращенный к частичкам Воздуха, которые Луч встречает на своем пути, это "Перестаньте бессмысленно круговращаться в броуновском бесцельном движении. Присоединяйтесь к цели поднятия мира к Богу, и для этого подключайтесь к структуре Сфирот которая даст миру возможность преломить и воспринять Божественный свет". Иными словами, его императив провозглашает "обретите смысл".

Поэтому Луч, Прямое является источником всего в мире, что имеет цель, направление и смысл. Если  Круглое это источник законов природы, то Луч это направленное Божественное Проведение, которое изменяет этот мир и продвигает его.

Все вокруг нас, что касается природных циклических процессов - есть принадлежность Круглого Воздуха. Все, что касается устремления к цели - это принадлежность Прямого Луча.

Прямое "воодушевляет и захватывает" части Круглого, увлекает их за собой, и формирует из них сложную структуру Сфирот для восприятия и передачи Божественного света. Луч растет за счет того, что прежние элементы Воздуха, которые раньше были в броуновском кругодвижении, - теперь подключаются к смыслу и включается в структуры Луча, которые постепенно продвигаются внутрь Пустого пространства.

5. Свобода и необходимость

Выше мы отметили, что Цимцум, первое действие по Сотворению мира, имеет моральный характер, его императив это "Дать место другому".

Второе состояние, на котором есть Воздух, Пустое пространство и законы Природы в нем - морального характера не имеет. На этом уровне всё предопределено, вынуждено, в законах Природы нет места для свободы выбора, всё подчиняется "формулам" - а там где нет свободы выбора, не может быть морально принятого решения. Где нет свободы, там нет морали.

Третье действие, Луч - снова приносит свободу, а с ней мораль. Ее императив это "Обретите смысл". Он не обязывает, а привлекает. Не заставляет, а соблазняет.

Далее всё в этом сотворенном мире, включая жизнь человека, постоянно балансирует между этими двумя параметрами Божественной Бесконечности.

 

================================

Новый комментарий к Торе "Библейская динамика" -  (1-9 тома: Книги Бытие, Исход и Числа)

Только что вышла новая,10-я часть "Изменившийся подход Моисея", на книгу Второзаконие

 

Комментировать Всего 24 комментария

"ПАРТНЕРОМ БОГА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ МИРОЗДАНИЯ" - ???...

Я хочу сказать, что Ваш (или ваш, как единый для каббалистов) взгляд на «предмет» несколько необычен для представителя/лей авраамического (я правильно понимаю?) так или иначе учения:

Бог называется «Богом» без обиняков, правда по-русски. Партнерство… Ни много, ни мало… Конечно, был «договор» и в его рамках можно «стороны» назвать «партнерами», но, насколько я помню, договор был вовсе не по вопросу  «продвижения мироздания». Если, конечно речь не идет о продвижении Мироздания в сознание Человека, его продвижении в осознании себя частью Мироздания.  

Или речь идет об осознании единства «системы Человек-Космос» и «настройке» Человека на более эффективное взаимодействие?

1. Нет, взгляд каббалы находится полностью внутри иудаизма (поскольку каббала это часть иудаизма) и "Авраамического учения"

2.не совсем понял в чем проблема с Богом и партнерством по продвижению мироздания. Да, так и есть.

Буду рад ответить если я пойму в чем вопрос....

1.Бог называется «Богом» без обиняков, правда по-русски. 2.Партнерство… Ни много, ни мало… Конечно, был «договор» и в его рамках можно «стороны» назвать «партнерами», но, насколько я помню, договор бы

ыл вовсе не по вопросу 3.«продвижения мироздания»: 

1.Почему вы произносите ИМЯ (по-русски "Б-г" это ИМЯ)?

2.Вы становитесь с Б-м «на одну доску», самовозвышая себя до уровня «собеседника Б-га» (ЕМУ это надо? Зачем? И что в вашем понимании "беседа с Б-гом"?)

3.Какое «Мироздание» вы вместе с Б-м собираетесь «продвигать» и КУДА?

1. Запрещено писать и произносить только Четырехбуквенное Имя. Согласно Торе и еврейской традиции нет никаких проблем говорить и писать "Бог"

2. Конечно Богу этот диалог нужен - иначе для чего еще Он сотворил мир?

3. Зачем Богу диалог с человеком? - затем что без этого Божественость не может полноценно раскрываться. Тора говорит что Бог "Живой", а для живого главное это общение.

4. Мироздание это все миры вместе, продвигать его надо в сторону явного раскрытия Божественности.

явного раскрытия Божественности.

С какой ЦЕЛЬЮ? Что в итоге должно получиться при полном "раскрытии Божественности"?

Богу диалог НУЖЕН - иначе для чего еще Он сотворил мир?

Т.е. ваш главный месседж, что Б-г "сотворил" мир, для того, чтобы "возвысить" Человека до достойного партнера по "шахматам"?

1. Должно плолучиться обОжение человека

2. Не по шахматам, а по любви.

3. Впрочем, это не совсем "мой главный месседж", потому что это всем очевидно, и главный вопрос - не в том, куда продвигаться, а в том как это делать.

Не по шахматам, а по любви

Позвольте продолжить разговор.

По «любви» к ЧЕМУ-то? Или по любви  ДРУГ К ДРУГУ?

Т.е. (без обиняков) Бог (буквально из глины) создал Человека, как Пигмалион Галатею с целью воспитания, взращивания в нем чувства Любви к себе, поскольку сам НУЖДАЕТСЯ в реализации этого Чувства. А этой самой РЕАЛИЗАЦИЕЙ является именно совместная Радость. Эта интерпретация справедлива?

1. Не обязательно буквально из глины - может быть из обезьяны

2. Поскольку мы обсуждаем в человеческих терминах, такая интерпретация возможна.

может быть из обезьяны

Так-так-так... Да Вы каббалист-дарвинист?..

я сторонник теории эволюции, но не по Дарвину, а по Божественному промыслу

Тут есть сторонники интерпретировать "божественный промысел" в виде кода ДНК, впрочем, как знать, как знать...

такая интерпретация возможна

Тогда, такой "провокационный" вопрос. Если Бог создал Человека от нереализованного чувства любви и имеет целью взрастить в человеке ответное чувство, то можно ли интерпретировать "результат достижения" как сексуальный акт?  Я серьезно. Поскольку все "предыдущие" боги, в массе своей антропоморфные (кстати, не просветите по поводу ИЗОБРАЖЕНИЯ Б-га в иудаизме?), да и в христианстве тоже, и процесс созидания как всего сущего, так и философских категорий (которые в свою очередь также получали человеческий облик) в античной космологии всегда был связан с оплодотворением (т.е. именно с сексуальным актом), без чего и в христианстве не обошлось. Вот именно рассуждая в "человеческих терминах".

Андрей Занин Комментарий удален автором

И вот это, "Обретите смысл", в вашем понимании означает "приобретите МОРАЛЬ"?

Нет, обрести смысл это обрести смысл

Смысл в возвышении человека, его приближении к Богу (обОжении человека) через моральное и духовное совершенствование, диалог с Богом и партнерство с Ним по продвижению Мироздания