Все записи
МОЙ ВЫБОР 19:52  /  8.09.19

999просмотров

Взаимоотношения христианства и иудаизма сегодня: завершение цикла и выход на новый круг

+T -
Поделиться:

Христианство зародилось внутри иудаизма, раскрывая еврейский монотеизм для всего человечества. В процессе своего развития христианство отвергло иудаизм и почти забыло еврейские тексты. На следующем этапе протестантизм отверг это отвержение, и начал возвращаться к еврейскому подходу. На сегодня цепь «отрицаний отрицания» все более приближает христианство к иудаизму. Также и иудаизм, после двух тысяч лет Изгнания вернувшийся в свою Страну, стал позитивно оценивать христианство. Однако сегодняшнее сближение – это не завершение процесса, но выход на новый круг совместного развития. Статья написана на основе обсуждений с Михаилом Фридманом.

---------------------

Оглавление

  1. Создание Израиля изменяет религиозный мир человечества
  2. Израильский взгляд иудаизма

А. Древность

  1. «Дилемма Павла»
  2. Невидимый Бог
  3. Уход иудаизма в Изгнание
  4. Христианство дистанцируется от иудаизма
  5. Влияние евреев на мир падает после Изгнания

В. Новое время

  1. Протестантизм возвращает Библию
  2. Изменение отношение христианства к евреям
  3. Изменение отношения иудаизма к христианству

С. Современность

  1. Возвращение «Дилеммы Павла»
  2. Конфликт современности и религиозного сознания
  3. Новый характер религиозности
  4. Итог

============================

1. Создание Израиля изменяет религиозный мир человечества

Для всякого религиозно чуткого человека, принадлежащего к библейской культуре, для евреев и для христиан, совершенно очевидно, что нынешняя эпоха является переломным моментом мировой религиозной истории.

Статус евреев в христианской (и поэтому мировой) цивилизации является совершенно особым. Не только Священное Писание от начала и до конца написано евреями, и почти все его ведущие персонажи это евреи,- но и сам Бог, когда Он, по христианскому мнению, решил воплотиться в человека на земле, выбрал для этого воплотиться в еврея.

Поэтому не следует удивляться тому, что всё, что происходит с еврейским народом, необычайно сильно влияет на мир.

А с еврейским народом в последние сто лет происходят воистину удивительные события.

Создание Государства Израиль – это единственный случай в истории человечества, когда народ, изгнанный из своей Страны, через тысячелетия смог вернуться в нее. Израиль – это единственное государство в мире, которое называется так же, как 3 тысячи лет назад, говорит на том же языке, что и 3 тысячи лет назад, и имеет ту же религию, что и 3 тысячи лет назад.

Однако перед нами не только уникальное историческое, но и уникальное религиозное событие. Так же как два тысячелетия назад разрушение еврейского государства и Храма не было только «внутренним еврейским делом», но стало одним из ключевых моментов формирования христианства, так и сегодня возвращение еврейского народа в свою Страну не может не изменить всю религиозную парадигму христианства, и через это – всего человечества.

2. Израильский взгляд иудаизма

В течение многих веков Изгнания еврейский народ не был субъектом истории, он был её объектом. Находясь в рассеянии и не имея государства, народ жил «сегодняшним днём» и не задумывался о ходе истории. А поскольку христианство стремилось обратить евреев в свою веру и уничтожить иудаизм, он должен был защищаться и рассматривал христианство негативно.

Но сегодня, вернувшись в свою Страну, евреи снова стали субъектом истории, и иудаизм тоже начинает смотреть на мир с исторической точки зрения и позитивно оценивать религиозные достижения христианства. И если ранее христианство было для иудаизма чужим и не интересным, то сегодня активно развивается отношение к христианству как к ближайшей родственной религии, имеющей общее наследие и близкие идеалы, ощущение общей Библейской монотеистической цивилизации. И поэтому возникает заинтересованность в позитивном развитии и укреплении христианства и в сближении христианства и иудаизма.

Иудаизм и христианство разделились две тысячи лет назад. Но на сегодня, параллельно с завершением еврейского исторического цикла «Изгнание и Возвращение», эти отношения тоже прошли цикл «отдаление и приближение» и требуют переосмысления на новом уровне.

Ниже мы попытаемся, с точки зрения современного израильского иудаизма, оценить пройденный путь и увидеть направление дальнейшего развития.

А. Древность

3. «Дилемма Павла»

В начале своего пути христиане совершенно не намеревались выходить за пределы иудаизма. Иисус при своей жизни обращался только к евреям, и проповедовал совсем не новую религию, а неуклонное следование Торе Моисея (сочетавшееся с критикой поведения истеблишмента), немедленное раскаяние и строгие моральные нормы. И лишь позже апостол Павел сформировал христианство как новую религию для всех народов.

Павел вырос в грекоязычной Малой Азии – одном из центров мировой цивилизации и культуры. Он видел перед собой широкий мир и сожалел о том, что духовный потенциал иудаизма остаётся неизвестным и недоступным для окружающих. С точки зрения Павла, евреи были поглощены мелочными местечковыми конфликтами, вместо того, чтобы нести свои духовные богатства народам мира.

Павел полагал, что, изменив ту форму, через которую распространяется еврейская идея, он сможет передать Божественное слово человечеству. Назвав себя апостолом язычников, он создал «иудаизм для неевреев», в котором отменил обязательность большинства заповедей Торы и установил, что спасение достигается через связь с Иисусом.

Обычно учение Павла рассматривается как «отход от иудаизма и разрушение еврейских религиозных принципов». Однако, с точки зрения сущности Торы, концепцию Павла не следует рассматривать отрицательно. Ведь согласно Торе неевреи не обязаны соблюдать все 613 еврейских заповедей, для них обязательны только 7 базовых Заповедей «Сыновей Ноя», и поскольку «апостол язычников» строил свою систему для неевреев, его подход к заповедям был допустимым. Необычайно важно, чтобы народы мира приняли еврейскую монотеистическую концепцию, но не так важно, будет ли это чистый монотеизм, или к Богу будут «присоединены дополнительные образы». Главным было проложить для человечества путь ко Всевышнему, и Павлу удалось это сделать.

Продолжение см. http://ejwiki.academy/christianstvo-iudaizm/