Все записи
20:25  /  1.10.17

3913просмотров

О женской мудрости, границах воды и незакрытых гештальтах Лао Цзы

+T -
Поделиться:

Как всё связано в этом мире! Только кажется, что Древний Китай и современная Европа – два космоса, между которыми – вечность. На самом деле даже современная теория поля подтвердила, что связи всего со всем и зависимость всего от всего – это данность, которую человек готов осознать или не готов, но на саму данность это никак не влияет.

Хочу вам рассказать об одной такой цепи связей, пролегающих между творчеством великого китайского мыслителя Лао Цзы, гештальт-терапией и человеческими добродетелями, важными для построения близких отношений. А поскольку я писатель, то объясню это через призму того, как создавалась сакральность, то есть, таинственность древних китайских текстов.

Последователи даосского учения – большие хитрецы, и они тщательно оберегали своё знание. При этом важно было его зафиксировать так, чтобы сказать всё – и ничего не сказать. Традиционная для Древнего Востока форма – иносказание, метафора, образ. Образ многозначен, многослоен и глубок. При этом он всегда субъективен. И как его воспримет читатель, зависит от уровня его осознанности и культуры. В образ можно спрятать тайну, которая будет доступна всем, но до конца понятна лишь избранным. Именно так писал, например, Лао Цзы. И потому переводы Дао Дэ Цзин ценятся не столько точностью подбора словесных эквивалентов, сколько комментариями, объясняющими скрытый смысл написанного.

Поняв этот принцип, я решила написать псевдокитайскую книгу. Но, в отличие от философов древности, которые  творили  для узкой читательской аудитории и не ориентировались при этом на женщин, я решила сделать всё наоборот. Я задумала написать книгу мудрости для широкой женской аудитории. И раз уж возникла такая затея, основанная на одновременном соблюдении и попрании традиций Поднебесной, я решила добавить в свои тексты современное научное знание, а именно – идеи, которые я, будучи пациенткой гештальт-терапевта, почерпнула в этом западном подходе.

Вы уже  наверняка увидели картинку в начале этой статьи и прочитали текст рядом с ней. Текст – развёрнутая метафора, образ, который может вызвать у читателя массу разных ассоциаций и восприятий – на разной глубине погружения в его смысл. Все эти образы, рождённые сознанием читателей – правильные и точные для них здесь и сейчас, в момент чтения, в их нынешнем состоянии. Но есть ещё один смысл, который заложен автором.

Если бы этот текст написал последователь одной из школ Дао, уместно было бы размышлять о скрытом смысле инь и ян. Это второе дно – дополнительное к личному восприятию читателя. Но поскольку я пытаюсь интегрировать древнее знание и гештальт-терапию, то кроме второго дна здесь читается дно третье. И вот о нём я и хочу поведать.

Итак, вода. Вода – не только основа биологической жизни на планете, это ещё и образ, через призму которого можно объяснить многие сложные явления. Вода – метафора двух полярностей – безграничности и наличия строгих границ.

Удивительная особенность некоторых европейских языков – в них нет словесного обозначения состояния «без границ»,  в основе которого бы не было самого корня «границы». Ну, было бы, например, такое слово, например, «всешность», и ему бы было присвоено значение «безграничность». Но такого слова нет!

Как русский язык отражает сознание его носителей? Он фиксирует факт, что состояние безграничности можно обозначить только словом, произошедшим от слова «граница». То есть, если не познать, что такое граница, то и безграничность не познать.

Как познать смысл метафоры «будь, как вода»?  Для китайцев мудрость воды в том, что она предельно «гибкая». Жёсткость и твёрдость – качества, свойственные мёртвому, а всё живое способно быть гибким. Потому физическая и психологическая гибкость так важны для тех, кто следует философии Дао. Вода – не просто гибкая, она бесформенная, точнее, она может принимать форму любой ёмкости, в которую попадает, а без ограничений способна растекаться. Иными словами, у воды нет границ. Вода -  идеал даосского сознания.

Как проявляются полярности инь и ян, а именно «наличие границ» и «отсутствие границ» – в воде? Чтобы ответить на этот вопрос, важно уточнить, что такое границы. В китайской философии такого понятия нет, потому что нет такой ценности. Вообще довольно странно, что в Дао Дэ Цзин нет ни одной главы и ни одной метафоры, связанной с границами.

А вот в гештальт-терапии такое базовое понятие есть. И оно означает нечто такое, что разъединяет и вместе с тем объединяет некую фигуру и некий фон (терминология гештальт-терапии), на котором фигура является в пространстве и в сознании. То есть, пока нет границ, форма не выделяется наблюдателем. И только граница превращает  бесформенное тело в фигуру. Классический пример: когда наблюдатель смотрит на открытое море в ясную погоду, вода сливается с небом, и невозможно определить, где заканчивается вода, и где начинается море. Всё сливается.

Если перейти в плоскость разговоров о психике - пока у личности нет границ, наблюдателю сложно воспринять её уникальность. Вода тем и уникальна, что она может, условно говоря, быть фоном, а может стать фигурой, выделяющейся на каком-нибудь фоне. С одной стороны, вода может принять любую форму и стать любой фигурой, с другой – она как бы не имеет собственной формы в основном своём агрегатном состоянии. И это свойство - метафора абсолютной свободы, высшей даосской ценности. Зато ледяная фигура на заледеневшем море легко будет воспринята зрителем. А что позволило воде стать воспринятой? Наличие жёсткой формы, то есть, образно говоря, обретение чётких границ в пространстве.

Одна из самых популярных картинок, иллюстрирующих понятие границ - каринка, изображающая девушку и старуху. В зависимости от того, что сознание воспринает как границы фигуры, зритель может увидеть то одно изображение, то другое. Именно границы очертания помогают воспринять один из образов. То же самое и в жизни. 

Способность к выстраиванию границ - прекрасное свойство Воды как одной из пяти стихий древнекитайской системы У-Син, то есть, «пять стихий», «унаследованное от матери». Гештальт-терапевты сейчас могут начать кивать головами в знак согласия. Ведь, по их мнению, главной фигурой для формирования личности является фигура матери. И то, как человек выстраивает всю свою жизнь и, в том числе, отношения с близкими людьми, зависит целиком и полностью от первых 3-х лет контакта с мамой.

В цепи порождений, представленной системой У-Син, каждая из пяти стихий, Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода, оказывается матерью или сыном для другой стихии. Догадайтесь, кто был матерью Воды в китайской системе! Ну конечно, стихия, которая  являет собой самую жёсткую форму и имеет самую чёткую фигуру – Металл. Иначе в кого бы Вода была такой твёрдой?  Конечно, в маму!  Вода в твёрдом агрегатном состоянии сверкает, как сталь. Острый осколок льда способен нанести рану. А процесс плавления превращает и лёд, и металл в жидкость. Так что китайское яблочко от китайской яблоньки тоже недалеко падает!

Остаётся самый главный вопрос. А зачем быть, как вода, и в чём ценность границ? Границы личности – это зона, которая поддерживает её целостность, помогает сохранять безопасность. Это адаптационный ресурс, который обеспечивает взаимодействие с окружающей социальной средой. Осознание границ возникает, когда индивидуум начинает выбирать между тем, что допустимо для него, и тем, что недопустимо. «Допустимо» - значит, последствия выбора не разрушают личность, не наносят ущерб её самоуважению.

Ну, а теперь совсем просто, для женщин, как и обещала. Почему женщина, следующая философии стихии Воды, обретает мудрость? И когда у женщины есть границы? Границы своей личности женщина может почувствовать, когда сможет чётко отделить свою индивидуальность, свою уникальность от уникальности других личностей. Чаще женщины, добившиеся избранности одним мужчиной, начинают терять свои границы и принимать форму избранника. «Что ты любишь? Острое и солёное? Тогда и я буду это любить вместе с тобой! Ведь мы теперь две половинки одного целого! Куда ты хочешь поехать? На Камчатку? Возьми меня с собой, я не могу без тебя!»

Женщина с границами не считает себя половинкой яблока, неполноценным фруктом, который может существовать только в случае появления второй такой же неполноценной доли яблока. Полноценная женщина с границами способна на идентификацию собственных пристрастий и ценностей и не готова жить чужой жизнью, потому что предпочитает свою. «Ты любишь острое, а я люблю сладкое. Как прекрасно, что мы такие разные! Ты мечтаешь поехать на Камчатку, а я хочу в Австралию, и мне очень интересно жить рядом с тобой!» Она может принимать и отказывать, может говорить "да" или "нет". И из этих "нет" строится граница. Так «фигура» женщины начинает выделяться на «фоне». Так женщина становится заметной, не слившейся с фоном, как море с небом. Так она «кристаллизуется» как Женщина, которая интересна миру, в том числе, миру мужчин.

Чтобы интегрировать две полярности, мудрость Древнего Востока и научное знание современного Запада, добавим древнекитайскую ремарку. В исходном состоянии вода обладает качеством, которое так ценят мужчины в женщинах: способностью к принятию и сохранению покоя. Поверхность воды легко реагирует на любое изменение в среде. Если упадёт камень, по воде идут круги, но вскоре она вновь обретает ровную гладь. Подует ветер – воде передастся волнение, но вскоре она успокаивается. То есть, она предельно чувствительна и восприимчива, с одной стороны, и чрезвычайно стабильна – с другой. Не случайно в системе У-Син стихии Воды соответствует священное животное Черепаха – символ долгожительства и мудрости. К этому больше нечего добавить.  Да простят меня китайский философ Лао Цзы и основатель гештальт-терапи Фредерик Перлз, если если я что-то не так интерпретировала. Тайна китайских метафор разглашена. Связь всего со всем установлена. Полярности интегрированы. Гештальт закрыт…