Все записи
МОЙ ВЫБОР 19:37  /  27.02.19

4922просмотра

Состоятельные люди: богатые или убогие?

+T -
Поделиться:

Завела меня судьба в заповедник альфа-самцов, место обитания редких диких особей. Несколько лет назад угораздило написать книгу про иерархов, доминантов, поэтому приятель предложил расширить представление о разнообразии этого вида млекопитающих и познакомиться с его партнёрами по бизнесу. Я решила на пару часов заткнуть фонтан писательского красноречия и «встать на номер», как на настоящей охоте, чтобы понаблюдать за поведением вожаков человеческих стай в их естественной среде обитания.

Вечеринка оказалась необычной. Сначала уху было не за что зацепиться, как будто я попала в общество инопланетян. Беседа была бурной, но непонятной, и не возбуждала мой писательский интерес. Обсуждались текущие проблемы бизнеса и перспективы курсов валют в свете нестабильной политической ситуации. Однако с каждой новой порцией виски дискуссия становилась всё более эмоциональной, и наконец, фраза, изменившая ход вечера, буквально взорвала пространство: «Да задолбал уже кризис! Надо искать не экономические, а метафизические пути выхода из тупика».  

При слове «метафизические» в воздухе повисла напряжённая пауза. Десяток расслабленных алкоголем мозгов дружно включил аварийный режим и начал поиск лексического значения редкого слова в гигантских архивах измученной цифрами памяти. Автор провокационной сентенции почувствовал неловкость из-за непредвиденного обременения коллег и уточнил мысль, пока дюжину солидных мужиков не накрыло стыдное интеллектуальное фиаско: «Я недавно прошёл ритуал хуэньфу с применением эликсира на основе редких китайских трав». При слове «хуэньфу» мужики заржали, как стадо жеребцов. Но спикер был непоколебим: «Серьёзно вам говорю, это ритуал оживления жизненных ресурсов. По-китайски «хуэньфу» - «оживление». Нереально круто! Мне Рита посоветовала». Мужики, ещё раз уподобившись коням, дружно закивали головами. Видимо, Рита была какой-то значимой персоной, авторитетом в их корпорации.

Вернув утраченное доверие с помощью незримого присутствия глубокоуважаемой Риты, оратор закатил спонтанное импровизационное выступление с подробным изложением интимных деталей сакральной практики Древнего Китая. Звук  звенящей струи виски, празднично текущей в стаканы, затих минут на двадцать. В присутствии столь просветлённой личности бухать стало неловко. Как будто каждый, кто слабовольно жаждал возлияния, мгновенно обнаруживал тлетворную бездуховность и потворство низменным потребностям.

Трудно предположить, сколько могла бы длиться эта страстная проповедь с призывами к немедленному и бесповоротному просветлению от пяток до макушки, не минуя мошонки, наиболее нуждающейся в оживлении, если бы не циничное поведение оппонента любителя экзотических ритуалов. Мужичок со свисающим на ширинку дряблым пузом и потным от напряжения лбом грубо оборвал на полуслове экскурс в эзотерику: «Короче, всё понятно. Мужики, в следующую пятницу у нас будет тренинг «Мышление миллиардеров». Будем ликвидировать остатки нищебродства и стимулировать фиксацию на деньгах. А то, блин, нажрётесь все этой самой хуэйфуйни, фирму до банкротства доведёте. Ищи вас потом, свищи по всему Китаю».

Если вы думаете, что первый боец немедленно сдался, вы ничего не знаете об иерархах и доминантах. Подобно оленям во время гона, они сцепляются рогами и борются до тех пор, пока не победит тот, у кого мощнее жизненный ресурс, у кого чакры окажутся крепче. Все остальные присутствующие разделились на два лагеря:  лагерь сторонников крепких мошонок, восстановленных китайским эликсиром, и лагерь сторонников сверхприбыли без всякой метафизики. Я молча наблюдала за битвой титанов, и в голову начали приходить невесёлые мысли.

Этот вечер мужских откровений обнажил две острые проблемы современного социума. Две беды накрыли не только представителей так называемого сильного пола, но и всё общество в целом. И особенно глубокое и разрушительное воздействие эта коррозия сознания оказала на личности наших наиболее состоятельных современников.

В среде успешных и богатых мужчин наблюдается разделение на тех, кто неуёмен в своей алчности, и тех, кто уже пресытился богатством, но не может найти способа для получения полного эмоционального удовлетворения. Проще говоря, одни задвинуты на бабле. Назовём их баблострадальцы. Другие уже не чувствуют никакой радости от растущих доходов, поэтому ищут какие-то другие способы получения удовольствия, но не находят. Назовём их чудоискатели.

Баблострадальцы мучаются денежным перфекционизмом. Уже нет счёта их счетам в разных банках и собственности в разных частях света, а им всё мало. Не потому, что они боятся умереть в голоду от отсутствия фуагра и чёрной икры, а потому что у них сломан механизм получения радости от достижения цели. Здоровый на голову человек может заработать миллион рублей, долларов, евро, биткоинов или других денег – и сказать себе: «Ну вот, я достиг своей цели, я доволен собой. Теперь можно ненадолго расслабиться, побыть победителем, а потом наметить новые цели».

Нормальный в психоэмоциональном смысле человек именно так развивается, именно так растёт как личность: он умеет чередовать напряжение и расслабление. Баблострадальцев буквально заклинило. Они напрягаются, напрягаются, напрягаются, но так и не могут расслабиться. Расслабляет их только алкоголь и разные экстремальные виды отдыха, типа бани с проститутками. Кстати, традиционный секс с одной постоянной партнёршей их тоже не удовлетворяет. Такое уж у них заболевание головы, такова порода огромных тараканов, живущих в их изнурённых баблом мозгах.

Чудоискатели – полная противоположность баблострадальцев. Эти уже давно прикинули, сколько денег нужно их внукам, правнукам и праправнукам, подсчитали суммы своих активов и решили, что всех денег всё равно не заработаешь. Солить купюры в бочках, как солёные огурцы, бессмысленно даже для прикола. Зачем пополнять счета, если избытки денежных средств никак не меняют сегодняшнего состояния, не очень понятно. Невозможно потратить огромные суммы, которые они уже заработали, даже при самой изощрённой и извращённой фантазии, а удовлетворения при этом нет! Ну не радует их бабло, хоть тресни! И ещё печальнее, что, в отличие от баблострадальцев, их не радует сам процесс заколачивания денег, не штырит их от непрерывного напряжения! Чудоискатели никак не  могут заставить себя напрячься, поэтому ищут на свои две ягодицы занятия, которые бы заставили эти ягодицы очень сильно сжаться. Желательно -  сжаться так мощно, чтобы даже мошонка скукожилась до боли. Вот тогда они начинают чувствовать напряжение и ощущают себя живыми!

Изрядно распущенные под воздействием звериных доз крепкого алкоголя, два оппонента, баблострадалец и чудоискатель, продолжали идеологическую битву, едва управляя непослушными языками.

Пресытившийся жизнью чудоискатель: «Во время хуэньфу ты на минуту оказываешься в руках у самого Бога! Вроде, ты всё осознаёшь чётко и ясно, но вдруг до тебя доходит, что вся твоя жизнь – это тлен, что все эти годы ты суетился зря. Твоё сердце открывается, и возникает единство всего со всем и со всеми. Всё лишнее исчезает. Всё самое ценное концентрируется внутри тебя. Это реальное просветление, мужики!»

Ненасытный баблострадалец: «Хрень это всё собачья. Завтра буду учить вас, голь перекатную, как зарабатывать миллиарды. Привью вам, ничтожествам, мышление миллиардеров. Приводите своих выродков-сыновей, буду из них делать настоящих мужиков, пока не свихнулись и не отдали богу душу вместе с вами и вашей жуй***дурью».

Стоит ли говорить, что ни первый, ни второй оратор так и не найдут себе покоя в этом мире. Они будут продолжать погоню за конкретной суммой или за абстрактной идеей, но исход их будет один – они так и не встретятся со своими реальными потребностями, а значит, так и не встретятся с собой, настоящими. А я больше не встречусь с ними. Во всяком случае, приложу все усилия, чтобы мой путь никогда не пересёкся с их путями. Я продолжу движение от напряжения к удовлетворению -  шаг за шагом. А каким путём идёте вы?

Комментировать Всего 2 комментария

Лиза,обожаю ваш острый ум, а тут ещё и сарказм в полной мере проявился. Может быть стоит попробовать писать в жанре социальной сатиры? 

У Пелевина есть чудный рассказ " Пространство Фридмана" об отряде баблонавтов, созданном Министерством добрых дел для изучения деформации психики от количества денег. 

В последнее время думаю о золотой середине между рефлексирующим интеллигентом , который" выше денег" и осуждает барство дикое и необузданное , при этом тайно  ему завидует , и  нуворишами, которых вы метко назвали баблострадальцами.Они  часто  отыгрывают своё нищее детство. Помнится был мем в ФБ, да я езжу сейчас на Майбахе, но в дестве всё равно велосипеда не было.

Эту реплику поддерживают: Лиза Питеркина

Гузель, спасибо огромное за отклик! Прошу прощения, что увидела его с большим опозданием. Наверное, социальная сатира получилась бы у меня неплохо, но, к сожалению или к счастью, у меня нет внутренней потребности писать сатирические рассказы. Такие эмоции у меня рождаются крайне редко.

Хотя, как говорится, никогда не говори "никогда", и никто не знает, куда заведут меня творческие поиски. Ведь прошла же я путь от матерной поэтессы до популяризатора научной психологии! Может, и до сатиры дойду. Может, к старости стану ядовитой и одухотворённо злой, кто ж знает. В любом случае я Вам бесконечно благодарна за то, что Вы заметили эту грань. Приятно! 

А про велосипед - таки-да! Помню, как муж купил дорогую машину, сопроводив покупку горьким воспоминанием о том, как отец заставлял мыть автомобиль, обещая позволить порулить, а потом обманывал. Покупка крутого авто была отчасти  местью отцу и удовлетворением той детской потребности порулить чем-то таким недоступным. Горечь в том, что не всегда наступает ожидаемое удовлетворение той детской потребности. Детская обида не всегда проходит... И тогда вся жизнь превращается в реализацию потребности насытить эмоциями того маленького мальчика. А мальчик не насыщается, потому что даже не в машине дело, не в "порулить", а в чём-то, что происходит в детско-родительских отношениях.