Есть ли у вас чутьё на деньги? Вы осознаёте выгоду своих социальных действий? Срабатывает ли ваша внутренняя охранная система, предупреждающая о возможных финансовых потерях или мошенничестве, когда вы получаете предложения о взаимодействиях в денежной сфере? Способны ли вы определить приблизительный порядок цен на предметы потребления, которые видите в окружающем пространстве?

Процесс эволюции общества привёл его к активной монетаризации, то есть, к нарастающей связи между проявлениями естественной человеческой природы и социально-экономическими процессами. Развитие рыночной экономики породило новую функцию денег –  бытование в качестве абстрактного средства измерения любых ценностей, в том числе, эмоциональных и духовных. Эту закономерность отмечают специалисты по экономической социологии.

Само слово «монетарный», то есть, «денежный», всё чаще стало использоваться после появления в 50-х годах 20 века экономической теории монетаризма, основоположником которой стал лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман. Теперь термин «монетарный» используется в широком смысле и обрастает новыми контекстами, один из которых тесно связан с новыми коммуникативными навыками.

В последнее время не просто популярной, но даже модной стала тема эмоционального интеллекта, которую изучают и транслируют психологи, коучи и бизнес-тренеры. Напомню, что эмоциональный интеллект – это естественная и здоровая способность распознавать эмоции в целях решения разных задач, связанных с общением. Эта функция сознания помогает различать свои и чужие мотивации, создавать намерения  и принимать решения. Нынешний повышенный интерес к эмоциональному интеллекту не случаен. Экономические процессы начали не просто влиять на жизнь самых обычных людей, далёких от управления экономикой, но даже подспудно навязывать им своеобразную стандартизацию отношений. Эмоциональная составляющая человеческих контактов всё больше нивелируется, живое человеческое общение начало обесцениваться и вытесняться ценными, в смысле, выгодными связями для совместного «делания денег».

Ещё в начале 20 века немецкий философ и социолог Георг Зиммель предположил, что деньги начинают постепенно вытеснять эмоциональные ценности и замещать их некими стандартами, принятыми в разных социальных группах. Монетарная экономика, с его точки зрения, предельно рациональна, расчётлива и лишена потребности в том, что делает человека существом духовным. Получается, что современный человек всё больше опирается на ту часть своей личности, которую можно назвать монетарным интеллектом.

Игнорировать развитие монетарного интеллекта, как мне кажется, уже бессмысленно. И бессмысленно взывать к сохранению человеческих отношений на поле денежного взаимодействия. Наверняка каждому, кто имеет опыт делового общения, известно, что не стоит смешивать личные и денежные отношения. Эмоции, связанные с принятием важных финансовых решений, часто приводят к некорректному выбору. Этот народный опыт зафиксирован в пословице «Дружба дружбой, а денежки врозь».

Как мотивационный оратор, популяризирующий практическую психологию, я часто сталкиваюсь с негодованием мужской части моей аудитории в адрес так называемого слабого пола. Возрастающая меркантильность женщин, которые связывают значимость женско-мужских отношений с материальным достатком кандидата в мужья, это и бич современного социума, и симптом эмоциональной деградации, и знак времени. При этом мужчины возмущаются тем, что женщины оценивают не их личность, а их кошелёк, но продолжают повышать свою значимость для женщин в финансовом эквиваленте, старательно отвечая на запрос матримониального рынка. То есть, «бабы стали алчные», но «мужик должен зарабатывать». Мужчины страдают от обесценивания, но покорно принимают условия игры. Рыночные отношения вторгаются даже в любовную сферу, если вообще уместно говорить о любви между людьми с доминирующим монетарным интеллектом и угнетённым интеллектом эмоциональным.

Независимо от нашего отношения к прогрессу монетарного интеллекта, он уже существует, и с этим как-то надо жить. Я филолог по образованию, и преподаватель по культуре русского языка привила мне и моим сокурсникам уважение к языку, основанное на принятии всех процессов, которые в нём происходят. Филолог, как нам говорили, должен фиксировать изменения и наблюдать за переходом не нормы в норму. То есть, если большая часть носителей языка будет говорить «звонит», делая ударение на первый слог, а не на второй, в соответствие с современной нормой, филологи зафиксируют изменение и внесут поправку в словарь. Запретить языку меняться невозможно!

Вероятно, социологи так же наблюдают за изменениями в обществе и отмечают стойкие тенденции. Надеюсь, что они согласятся, что не перспективно размышлять о том, хорошо или плохо формирование монетарного интеллекта, он возник – и это данность. Остаётся разобраться, чем монетарный интеллект может быть полезен современному человеку, ориентированному на личностный рост и развитие.

Прежде чем приступить к изучению этого вопроса, предлагаю ввести определение монетарного интеллекта. Монетарный интеллект – способность распознавать свои и чужие потребности, мотивы и мотивации, побуждающие к монетизации, а так же создавать намерения, делать выбор и принимать решения в доходной сфере. Если уж такая энергия пошла, есть смысл её обуздать и сделать её полезным ресурсом.

Так есть ли у вас чутьё на деньги?

Ещё больше интересной и полезной информации о личностном росте и финансовом благополучии вы можете найти здесь: